Ученые “подключились” к сновидению человека / Все новости / Главная

Сон - лучшая виртуальная реальность. А теперь представьте, что она может быть многопользовательской. Ученым удалось установить двустороннюю коммуникацию с человеком, находящимся внутри осознанного сновидения. Сразу четыре независимых эксперимента по всему миру показали, что люди, находящиеся в странном галлюцинаторном состоянии осознанных сновидений, могут устанавливать двустороннюю коммуникацию с внешним миром.

Это важное открытие для ученых, пытающихся глубже разобраться в природе сна и сновидений. Ведь обычно исследователям приходится полагаться лишь на фрагментарные затухающие обрывки снов, которые человек может вспомнить после пробуждения. “Это похоже на поиск способа поговорить с астронавтом, который находится в другом мире”, - гласит введение объединенного исследования четырех исследовательских групп из Франции, Германии, Нидерландов и США.

Проникновение в чужой сон

Каждая группа ученых пыталась разработать свой способ “опросить” спящего человека, не разбудив его. Для этого использовался феномен осознанных сновидений. Во время обычных сновидений люди, как правило, понятия не имеют, что они спят. Они просто принимают странные ситуации, предлагаемые сном, без попытки осмыслить их критически. Осознанные сновидения - редкое явление, при котором спящие осознают, что они спят, и иногда имеют возможность управлять сюжетом сна.

Участников исследования разделили на три группы. Первая группа состояла из опытных “сноходцев”. Вторая - из новичков, которых только что обучили искусству вхождения в осознанное сновидение. Третью группу представлял один пациент с нарколепсией, который периодически непроизвольно проваливался в состояние осознанного сновидения. Оказалось, что ученые могут установить двусторонний контакт с участниками всех трех групп.

Во всех тестах ученые проверяли, что субъект находится в состоянии REM-фазе (фазе быстрого сна), используя “стандартные полисомнографические методы”. Движения лица и глаз были выбраны в качестве средства, с помощью которого спящие могли “общаться” с внешним миром. Например, если испытуемый хотел сообщить, что вошел в осознанный сон, он должен был трижды подвигать глазами слева направо.

Дальнейшие методы исследователей были разными. Команда ученых из США просила спящих отвечать на простые вопросы по математике, задаваемые устно. Испытуемый должен был давать ответы четкими движениям глаз слева направо. Голландская команда проделала нечто подобное, добавив некоторые визуальные сигналы. Немецкая команда задавала спящим математические вопросы посредством азбуки Морзе. Французские ученые, работавшие с пациентом-нейролептиком, задавали ему устные вопросы на “да/нет”. Пациент отвечал с помощью заранее оговоренных движений мышц лица.

Двусторонняя коммуникация

В общей сложности было предпринято 158 попыток связаться со спящими. Во всех командах исследователи получили правильные ответы примерно в 18,4% случаев. Неправильные ответы - в 3,2% случаев. Неубедительные ответы были получены в 17,7% случаев, а в 60,1% случаев ответа не было вообще.

Гораздо интереснее оказалось то, что рассказывали спящие после пробуждения. Большинство испытуемых утверждали, что они слышали ученых, находясь в осознанном сновидении. В некоторых случаях вопросы из реального мира органично вписывались в реальность сна, а в некоторых - накладывались на нее. “Я был на вечеринке с друзьями, а ваш голос шел со стороны, как голос рассказчика в фильме”, - рассказал один из испытуемых.

Хотя испытуемые помнили контакт, часто информация доходила до них искаженной. То есть, они могли понимать, что им задают математический вопрос, но конкретные цифры были ошибочными или неразборчивыми.

Несмотря на это, исследование установило, что при определенных обстоятельствах возможно посылать сообщения в чей-то сон, и иногда - получать обратную связь.

“Мы давно знаем, что познание и сознание не отключаются во время сна. Но наши результаты расширяют возможности для эмпирического взгляда внутрь спящего разума. Появление интерактивного сновидения - с новыми возможностями для получения информации о сне в реальном времени - может привести к новой эре исследований сна и загадочных когнитивных измерений сна”, - говорят ученые.

Почему это важно?

Потому что за этим исследованием последуют новые, более значимые эксперименты, открытия и разработки. Сейчас ученым удалось наладить довольно грубую двустороннюю связь, но главное - они доказали, что она вообще возможна. А значит, сновидениями возможно управлять извне.

Не исключено, что в будущем это приведет к появлению технологии программируемых сновидений. С ее помощью пользователь сможет выбирать сон, как фильм, который он хочет посмотреть. Программируемые сны могут быть целебными. Например, с их помощью можно будет лечить эмоциональные травмы. Творческие люди получат возможность “объединять творческие преимущества сновидения с логическими преимуществами бодрствования”.

В теории, наличие двусторонней связи позволяет пойти еще дальше. Однажды реальностью могут стать даже “многопользовательские” сны. В общем, наука сделала важный шаг к принципиально новой “виртуальной реальности”.

Подробнее ознакомиться с исследованием можно в журнале Current Biology.