онлайне обманывают многими способами: пенсионеров, например, в три раза чаще других — через SMS о выигрыше в лотерею. Каждого четвертого подростка — после открытия вредоносной ссылки. Жители сел чаще сталкиваются с продажей несуществующего товара по предоплате, а киевляне — с фишинговыми атаками. Пол, кстати, практически не влияет на вероятность встретить мошенника в интернете.
Такие данные приводит аналитическая служба OLX, согласно результатам опроса 25 тыс. пользователей интернета.

Место проживания значительно влияет на тип мошенничества. Например ⅔ жителей пгт и сел сталкиваются с попытками продать им несуществующий товар по предоплате, а вот жители городов в 1,5 раза чаще получают фишинговые ссылки. Жители райцентров на треть чаще других сталкиваются с поддельными квитанциями об оплате.
В селах в целом меньше знакомы с базовыми правилами кибербезопасности. Если более 42% горожан не обсуждают сделку за пределами платформы и не открывают ссылки от незнакомых людей, то среди жителей сел — это только 33% опрошенных.
В то же время жители столицы больше всего страдают от фишинга (36% от всех видов онлайн-мошенничества), а вот в Днепре, Одессе, Харькове и Львове половина случаев связана с предоплатой несуществующего товара.
Наиболее ответственно к обращениям в Киберполицию относятся во Львовской области — каждый восьмой обманутый подаст заявление, а наименее — в Одесской — здесь обратится только каждый четырнадцатый.
Среди всех возрастных категорий 80% случаев онлайн-мошенничества происходят в мессенджерах (Viber, Telegram, WhatsApp). Однако пенсионерам в три раза чаще присылают мошеннические SMS и в семь раз — электронные письма о "выигрыше в лотерею", "новые условия тарифа" или "правила карантина". В то же время 57% украинцев возрасте от 46 до 65 лет столкнулись с мошенниками, которые просили предоплату за несуществующий товар.
"Молодежь в возрасте 18-25 лет в каждом третьем случае попадает на фишинг, а каждый четвертый несовершеннолетний потерял деньги после перехода по поддельной ссылке на сайт-двойник известного бренда. Это связано и с тем, что молодежь проводит больше времени онлайн, и с тем, что она слабо знакома с базовыми правилами кибербезопасности — в школах этому не учат до сих пор. Украинцы в возрасте 65 лет и старше вдвое чаще ведутся на схему с подставным курьером и в полтора раза чаще других сталкиваются с мошенничеством с использованием фейковых скриншотов об оплате", — детализирует Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
Молодежь более знакома с базовыми правилами кибербезопасности, однако общий уровень навыков поведения в онлайне остается невысоким:
| 
 Правила кибербезопасности  | 
 до 18 лет  | 
 после 65 лет  | 
| 
 Не открывают ссылки от незнакомцев  | 
 48%  | 
 28%  | 
| 
 Не разглашают платежные данные банковской карты  | 
 30%  | 
 29%  | 
| 
 Обращают внимание на оценки и отзывы  | 
 38%  | 
 19%  | 
| 
 Не обсуждают сделку за пределами платформы (в мессенджерах)  | 
 39%  | 
 38%  | 
| 
 Проверяют ссылки на olx.ua  | 
 14%  | 
 7%  | 
| 
 Проверяют номер продавца / покупателя в базах отзывов  | 
 26%  | 
 21%  | 
| 
 Внимательно оценивают текст в SMS или почте  | 
 22%  | 
 14 %  | 
| 
 Обращают внимание на манеру общения (например, есть ли психологическое давление или манипуляции)  | 
 45%  | 
 38%  | 
В то же время о кибербезопасности 65% несовершеннолетних и 48% пенсионеров узнают из соцсетей, 38% и 23% - от друзей и родственников, а вот каждый третий украинец в возрасте от 65 лет – с образовательных проектов вроде Онлайн[за]хист.
Пол практически не влияет на вероятность столкнуться с мошенником. И мужчины (78%), и женщины (88%) получают вредоносные ссылки от мошенников в Viber, Telegram или WhatsApp. Только мужчины внимательнее проверяют адрес сайта, куда им предлагают перейти. Украинцы вдвое чаще украинок получают мошеннические SMS (выигрыш в лотерею, “вы выиграли авто”) — 9% против 4% от всех случаев соответственно.
После встречи с мошенников представители обоих полов ведут себя одинаково: большинство пытаются решить проблему самостоятельно — в полицию обращается только каждый десятый пострадавший, однако женщины почти вдвое чаще мужчин обращаются в банк, чтобы заблокировать свою карту.
