5 привычных нам вещей, которые изобрели случайно / Все новости / Главная

А вы знаете, что первый пластик был изобретен в процессе поиска замены для насекомых экскрементов? Жутковато звучит, но так и есть. В начале 20 века смола, выделяемая самками некоторых насекомых-червецов, использовалась для изоляции элементов в электронике. Химик Лео Бакеланд, экспериментируя с формальдегидом и фенолом, получил новую субстанцию: хорошо изолирующую электричество, эластичную, с высокой сопротивляемостью давлению, температуре и ударам. Он назвал это вещество «бакелитом», и это был первый пластик. Помните старые телефонные аппараты, тяжелые, в черном корпусе? Эти корпуса изготавливались как раз из бакелита. А еще из него делали шахматы, пуговицы, часы, детали радио и автомобилей… Он стал прародителем всех видов пластика, без которых в наше время тяжело представить наш мир.

Вот еще 5 привычных нам вещей, которые были изобретены случайно.

1. Пенициллин

Можете ли вы представить современную медицину без антибиотиков?

Ранние исследования антибактериальных свойств плесени были проделаны французским медиком по имени Эрнест Дюшен еще в конце 19 века. Но появлением пенициллина как лекарства мы обязаны шотландскому бактериологу Александру Флемингу.

В 1928 году Флеминг, профессор в лондонской больнице Святой Марии, вернулся из летнего отпуска и обнаружил некоторый беспорядок в лаборатории. Он обнаружил, что культура золотистого стафилокока загрязнена сине-зеленой плесенью – пенициллином. И колонии бактерий, близкие к плесени, были мертвы. Он снова вырастил плесень в чистом контейнере с стафилококами – и обнаружил, что плесень убивает многие болезнетворные бактерии.

За это открытие он получил Нобелевскую премию по медицине в 1945 году. Случайное открытие Флеминга помогло победить множество бактериальных инфекций, которые раньше были смертельными, таких, как пневмония, скарлатина и менингит.

2. Микроволновые печи

Любители перекусов в офисе и попкорна из микроволновки, вознесите хвалу Перси Спенсеру, изобретателю микроволновой печи. Этот прибор произвел революцию в вопросе подогрева еды и ресторанном бизнесе. Но Спенсер едой не интересовался совершенно – он занимался радарами.

Возможности микроволновой кулинарии он обнаружил случайно, работая с магнетонами – электронными лампами, которые используются, чтобы генерировать сигнал радаров. Ну, и в наше время – нагрев в микроволновых печках. В один роковой день в 1946 году Спенсер работал недалеко от магнетонов, и внезапно обнаружил, что шоколадный батончик с орехами в его кармане полностью растаял.

Обычный человек бы был просто расстроен перспективой все это отмывать, и не задумался бы о причинах. Но Спенсер был настоящим ученым – он сложил два и два, и сделал из случайности контролируемый эксперимент – принес на работу кукурузу для попкорна. Он положил пакет рядом с магнетроном, и зернышки начали взрываться. На следующий день он принес с собой яйцо… Когда-нибудь пробовали класть куриное яйцо в микроволновку? Вот именно, оно взорвалось и заляпало и экспериментатора, и всю лабораторию.

Вскоре он запатентовал первую микроволновую печь – RadaRange. Она была огромной: весила 750 килограммов, была 2 метра в высоту и стоила совсем уж неприличных денег. Как и компьютеры, микроволновые печи прошли огромный путь, становясь все меньше и дешевле –  и теперь, по данным статистики, 93% семей используют их для подогрева пищи.

3. Тефлон

Рой Планкет совершенно не собирался изобретать антипригарный полимер для посуды. Молодой химик экспериментировал с новыми хладагентами, и смешал соляную кислоту с газом тетрафторэтиленом, а затем попытался оставить газ для дальнейшего изучения – сжал его и охладил в канистре. На следующий день он обнаружил, что канистра пуста. Разрезав ее, он обнаружил, что изнутри она покрылась слоем инертного скользкого термически устойчивого вещества. Патент на это вещество он получил в 1945 году. Кстати, первым применением тефлона были отнюдь не сковородки, а оболочки для артиллерийских взрывателей и ядерных материалов.

Потребовалась нежная женская рука Коллет Грегуар, жены одного французского инженера, чтобы тефлоновое покрытие появилось и у кастрюль. Остальное – история кулинарии.

4. Рентгеновское излучение

В 1985 году немецкий физик Вильгельм Рентген экспериментировал с катодной трубкой. Ныне такие более известны как электронно-лучевые трубки – помните старые мониторы? Пропуская электричество  через газ в трубах, Рентген случайно оставил рядом кусок картона, покрытый люминесцентным минералом, и вскоре заметил, что в темноте картон светится. Тогда он догадался, что купленные на днях якобы «засвеченные» фотопластинки, хранившиеся рядом в бумажных пакетах, были засвечены тем же излучением – и понял, что это излучение легко проходит через бумагу и картон. Он назвал эти лучи «излучением X» – икс за загадочность, и под этим именем рентгеновские лучи до сих пор проходят в английском языке и начал экспериментировать. Первый рентгеновский снимок – фотография руки жены Рентгена… точнее, фотография скелета внутри руки. Леди, надо сказать, была в изрядном шоке и думала, что увидела собственную смерть.

5. Нержавеющая сталь

То, что вилки не пытаются ржаветь, для нас – разумеющийся факт. Но в свое время столовые приборы были весьма дороги и нуждались в постоянном уходе и полировке как раз из-за тенденции ржаветь.

Нержавеющая сталь была создана английскими металлургами в поисках оптимального материала для ружейных стволов. Внутри стволов огнестрельного оружия пропилены каналы в виде спирали – «нарезка», которая заставляет пулю вращаться в полете и увеличивает точность выстрела. Однако это вращение вызывает трение, а трение изнашивает ствол, в конечном итоге делая его слишком широким для пули. Гарри Брели искал способ решить эту проблему в 1912 году, экспериментируя с различными видами сплавов. Поиски его были безуспешными, но он случайно обратил внимание, что в куче ржавых образцов один остается блестящим и ржавчиной не тронут. Это оказалась сталь, содержавшая 12% хрома, который прореагировал с кислородом воздуха и образовал тонкий защитный слой.

Сделать из этой стали столовые приборы было абсолютно предсказуемой идеей для Брели – он происходил из городка Шеффилд, где располагалась изрядная доля посудной промышленности Англии тех времен. Он связался со старым школьным другом, работавшим управленцем на металлическом заводе. После того, как тот протестировал устойчивость этого сплава в уксусе, он окрестил его «нержавеющей сталью», и с тех пор людям больше не нужно полировать столовые приборы. Слава богу.