Как технологические компании превращаются в государства / Все новости / Главная

В прошлом году в США разгорелся крупный скандал. Аме­ри­канс­кий со­юз за­щи­ты граж­данс­ких сво­бод (ACLU) опубликовал информацию о том, что геолокационный сервис Geofeedia, используя публичные API крупных соцсетей, вроде Facebook и Instagram, создавал по заказу правительства геокарты протестной активности пользователей. Эти карты использовались правоохранителями для идентификации протестующих и превентивной слежки за наиболее активных из них.

Вскоре после публикации Facebook и Twitter отключили Geofeedia от своих публичных API. Но недавно соцсети пошли еще дальше. Так, в марте Facebook обновил свое соглашение, официально запретив разработчикам использовать данные соцсети для слежки за пользователями. Эти новые правила могут серьезно спутать карты не только беспринципным предателям интернет-свободы, вроде Geofeedia, но и прочим компаниям, чья бизнес-модель строится вокруг сбора пользовательских данных. Впрочем, речь сейчас не столько о самом запрете, сколько о том, что он означает в глобальном масштабе.

Представьте на миг, что правительство какой-либо страны решило ввести аналогичный запрет. Во-первых, для принятия подобного решения потребуется много времени, учитывая бесконечную бюрократическую волокиту, свойственную любому госаппарату. Во-вторых, такой запрет будет действовать лишь на территории этой страны. Наконец, не стоит забывать, что очень часто подобные законы попросту не соблюдаются. У национальных правительств попросту нет достаточного количества инструментов, чтобы следить за исполнением такого запрета и пресекать действия нарушителей.

У Facebook такие инструменты есть. И это демонстрирует нам, насколько могущественными сегодня становятся крупные технологические компании. Одним единственным запретом Facebook надавал по шаловливым ручонкам спецслужбам всего мира. Никто отныне не будет следить за пользователями, если этого не позволит администрация соцсети.

 

Международные договора

Сегодня власть технологических компаний распространяется далеко за пределы рынка технологий. Взгляните хотя бы на инициативу «Партнерство по искусственному интеллекту» (Partnership on AI). В инициативе принимают участие Microsoft, Google, IBMAmazon и Facebook. С недавних пор к клубу присоединилась и Apple. «Партнерство» призвано обеспечить этичность и равнодоступность исследований в области искусственного интеллекта, найти новые способы его применения, но при этом защитить право на частную жизнь простых людей.

Это ничего вам не напоминает? «Партнерство по искусственному интеллекту» очень похоже на «Договор о космосе», подписанный в 1967 году США, СССР и Великобританией. Договор устанавливал этические рамки исследований и определял базовые положения международного космического права. Только он подписывался сильнейшими державами мира, а сегодняшнее «Партнерство» создается крупнейшими технологическими компаниями. И они отдельным пунктом подчеркивают, что не намерены лоббировать интересы правительств или законодательных органов.

 

Власть и деньги

Соглашения интернет-сервисов охватывают огромное количество людей. К примеру, соглашению об использовании почты Gmail подчиняются более миллиарда пользователей во всем мире. Иными словами, «закон Gmail» распространяется на большее количество людей, чем проживает в любой из стран Европы.

С большой властью приходят большие деньги. В списке сотни крупнейших экономик мира присутствует 69 корпораций и лишь 31 страна. Apple занимает в этом списке 25-е место, Швейцария - 28-е, а Россия - 30-е. Google наряду с десятками западных правительств принимает участие в борьбе с террористами ИГИЛ.

Когда глава Facebook Марк Цукерберг пишет открытое письмо, выступая против изоляционистской политики Дональда Трампа, это письмо обсуждают все. Потому что, в отличие от Цукерберга, ни один политик в мире не представляет интересы двух миллиардов человек. И уж тем более ни один политик не контролировал столь мощный информационный канал.

 

Цифровое государство

Технологические компании сегодня все больше напоминают государства. Они говорят как государства, действуют как государства, берут на себя функции государств. И настоящие государства начинают это понимать. Первый признак грядущих перемен - новость о том, что Дания намеревается учредить новую должность «цифрового посла». Этот человек должен будет представлять интересы государства в мире цифровых технологий.

Конечно, вовсе не факт, что технологические компании внезапно начнут объявлять о своем суверенитете. Но нельзя отрицать тот факт, что киберпространство сегодня становится принципиально новой средой - своего рода, цифровым государством, базирующимся на основе государств «аналоговых». И, возможно, именно сегодня закладываются первые кирпичи для создания по-настоящему независимой и свободной Сети.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: