Через двадцать лет после того, как электромобили изменили представления о транспорте, новая категория воздушных машин обещает сделать то же самое с полётами. Речь идёт об ультралёгких eVTOL — электрических аппаратах вертикального взлёта и посадки, которым не нужны взлётные полосы и аэропорты.
Одной из самых заметных разработок в этом сегменте стал Pivotal BlackFly, созданный калифорнийской компанией Pivotal (ранее Opener). Выпущенный серийно в 2023 году, он стал первым eVTOL, одобренным Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) для любительских полётов. Вес аппарата не превышает 115 кг, а его управление не требует ни пилотского удостоверения, ни медицинской справки.
Как это работает
BlackFly не похож на классическую «летающую машину» из фильмов. Это одноместный аппарат с жёстким крылом и наклоняемым корпусом, переходящий из режима вертикального взлёта в горизонтальный полёт с помощью восьми электрических винтов. Колёс у него нет — он использует киль, который позволяет садиться как на сушу, так и на воду.
Управление максимально упрощено: один джойстик отвечает за все основные действия. Кнопка-качель регулирует набор и снижение высоты, а горизонтальные движения управляют скоростью и креном. Переключатель на рукоятке позволяет выбрать один из двух режимов:
- Hover (парение) — стабильный режим зависания с точным управлением по вертикали;
- Cruise (круиз) — наклон корпуса вперёд для горизонтального полёта, при котором крылья начинают создавать подъёмную силу.
За устойчивость отвечает интеллектуальная система управления полётом, основанная на программных алгоритмах. Она автоматически корректирует скорость вращения винтов и положение рулевых поверхностей, стабилизируя аппарат при ветре или ошибках пилота. Кроме того, система не допускает сваливания или неконтролируемого вращения — как у современных дронов.
Для безопасности установлен баллистический парашют, который раскрывается из фюзеляжа в экстренных ситуациях.
Доступное небо
Хотя по закону пилотская лицензия не требуется, Pivotal проводит обязательное обучение для всех владельцев. На базе компании в Пало-Альто используется симулятор с VR-очками и подвижным креслом, имитирующим взлёт и посадку.
Обучение рассчитано на новичков: по словам компании, освоить управление можно за несколько дней, а среди сертифицированных пилотов есть как подростки, так и пожилые люди за 80.
История BlackFly началась в 2011 году, когда канадский инженер Марк Лэнг создал первый прототип, способный зависать на высоте трёх метров. Уже через три года его стартап Opener получил инвестиции от сооснователя Google Ларри Пейджа и переехал в Кремниевую долину. В 2021 году аппарат впервые показали публике на авиашоу EAA AirVenture в Висконсине.
В 2023 году компания сменила название на Pivotal и вскоре прекратила выпуск BlackFly, сосредоточившись на следующей модели — Helix, стоимостью около 190 000 долларов. Новинка получила обновлённую конструкцию и улучшенное программное обеспечение.
Несмотря на простоту и высокий уровень автоматизации, BlackFly остаётся ограничен нормативами FAA. Ультралёгкие аппараты не могут летать над городами, трассами или ночью, поэтому пока их использование ограничено рекреационными целями.
Тем временем многие компании, включая Joby Aviation, работают над полностью автономными аэротакси, однако массовое внедрение сдерживает недоверие к беспилотным полётам. Pivotal выбрала другой путь — сохранить участие человека, передав компьютеру только сложные аэродинамические задачи.