Наталья Владимирова: Как защитить идею от воровства. Советы стартаперам / Все новости / Главная

По законодательству Украины авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности или математические концепции как таковые. В этот перечень входят и теории, принципы, процедуры, системы, способы и открытия, даже если они выражены, описаны, объяснены, проиллюстрированы в произведении. Это значит, что идеи и творческие замыслы автора нельзя защитить с помощью авторского права.  Оно защищает только форму выражения произведения, а не его содержание, технические решения. В таких условиях идею очень легко украсть. Как правило, стартаперы предлагают своим инвесторам подписать NDA – соглашение о неразглашении. Это договор о взаимных правах и обязанностях сторон по поводу раскрытия и использования идеи, ответственности за взятые обязательства и прочих деталях. Но данное соглашение защитит будущий бизнес только в закрытом кругу отношений «предприниматель-партнер-инвестор» и не спасет от недобросовестной конкуренции вне этих отношений. К сожалению, на этом этапе большинство стартаперов заканчивают законодательные процедуры защиты.

Нужно помнить, что именно то, что бросается первым в глаза (название, упаковка), и есть та ценность, которая нуждается в защите при создании своего бизнеса. Основными способами защиты прав автора в данном случае служат регистрация своей интеллектуальной собственности – торговой марки, логотипа, а также патентование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Это позволит защитить бренд, внешний вид продукции (упаковки, тары) и технологии производства продукта. Таким образом, можно закрепить за собой не только исключительное право распоряжаться ими на свое усмотрение и право получать доходы от их коммерциализации, а также и право запрещать пользоваться ими третьим лицам.

 

Регистрация бренда – это необходимость для начинающегося бизнеса. Ведь даже при поиске инвестиций, при знакомстве с продуктом, инвесторы и партнеры ориентируются именно на название. Нередко на поиск подходящего бренда уходят часы, перебираются сотни вариантов. Но в процессе поиска можно упустить вопрос регистрации и столкнуться с тем, что название кто-то украдет и придется начинать все сначала. Описывая текущую ситуацию проекта при общении с инвестором, любой стартап будет смотреться более выигрышно, если упомянет, что данный проект уже находится на стадии патентования (что, к слову сказать, занимает не один месяц). Так сразу демонстрируется серьезность своих намерений и вера в собственные силы (ведь не все объекты подлежат патентованию).

 

Злоумышленное использование конкурентами интеллектуальной собственности может подорвать деловую репутацию предприятия, привести к потере имеющегося и потенциального покупателя и, как следствие, к уменьшению продаж и замедлению развития бизнеса. Именно с целью предотвращения такой ситуации в будущем и своевременной защиты стартапа в настоящем, так важно изначально зарегистрировать свою интеллектуальную собственность. Ведь силы, время и средства, потраченные на регистрацию, окажутся не такой уж и большой платой в ситуации, когда уже нечего будет защищать. 

 

Если бизнес будет строиться на идее, интерпретированной с успешного чужого опыта – стоит понимать, как существующие конкуренты себя защитили: не будет ли нарушения их прав. С одной стороны, проще всего защититься IT-стартапам – программный код — это объект авторского права (не патент) и защищается априори, без обязательной регистрации, с момента создания кода. С другой – доказать авторство иногда крайне сложно. Но это отдельная большая тема для обсуждения.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: