Надежда Васильева, «Майкрософт Украина»: «Украина смотрит на IT-стартапы, как на часть индустриальной экономики» / Все новости / Главная

Надежда Васильева присоединилась к команде «Майкрософт Украина» в 2012 году. Тогда она заняла должность директора по работе с органами власти и учреждениями образования и науки. А в октябре 2014-го возглавила украинский офис корпорации, заменив на этом посту Дмитрия Шимкива, который перешел на госслужбу в Администрацию президента.

Имея за плечами более 12 лет опыта работы в телекоммуникационном бизнесе, Надежда Васильева реализовывает в Украине новую глобальную стратегию «Майкрософт» по переходу от продуктовой модели бизнеса к сервисной. Эта стратегия весьма успешно реализовывается в нашей стране, где в текущих условиях компании не готовы инвестировать в создание собственных IT-сервисов. В интервью IGate Надежда Васильева рассказала, почему в Украине наблюдается бум на «облачные» технологии, как и почему меняется менталитет первых лиц и учредителей компаний и как привлечь деньги в страну.

Что сейчас происходит в тех сегментах рынка Украины, где представлен бизнес Microsoft?

За эти два года компания сильно изменилась с точки зрения того, в каких сегментах бизнес Microsoft представлен больше. Глобально мы сделали переход от продуктового рынка к рынку сервисов.

Сами IT сейчас изменились, они сломали отраслевые барьеры, стали межотраслевой горизонтальной плоскостью. IT сегодня не отрасль, а необходимость во всех отраслях, включая реальный сектор экономики.

Раньше «железо», то есть оборудование, всегда занимало более 80% рынка, софт, или программное обеспечение - примерно 7%, остальное приходилось на сервисы и решения. Но за последний год экономическая составляющая в бизнесе заставила предприятия экономить. Произошел деинвестинг, как в экономике, так и в большинстве промышленных компаний, в результате чего  доля оборудования существенно упала.

Совокупно IT рынок просел примерно на 60%, но одновременно начали стремительно прирастать облачные технологии, их рост составил более 40% в 2014 году. Те, кто начал оптимизировать бизнес за счет облачных решений, сумел существенно сэкономить на «железе» и сделать свою бизнес-модель значительно более эффективной.

Какие процессы за последние 1,5 года более всего сказались на рынке и бизнесе Microsoft?

В потребительских сегментах растет тренд BYOD (bring your own device), когда сотрудники приносят свои устройства на работу и их необходимо безопасно интегрировать в бизнес инфраструктуру. Поэтому, даже дома растет тренд кибербезопасности, а значит и лицензионного ПО. Кроме того, благодаря запуску облачных услуг, включая 0ffice 365, установка лицензионного пакета офисных и домашних программ стала более доступной

Пройдено ли дно экономического кризиса в стране?

С нашей точки зрения, пройдено. В определенном смысле, этот кризис позитивно отражается на экономике Украины. У нас забрали все остатки надежды, что наша, так называемая, индустриальная экономика, оставшаяся от советских времен, будет генерировать основной ВВП. И те, кто до сих пор думает, что надо приоритетно восстанавливать реальный сектор экономики, по сути, обманывают себя. Для этого нужна индустриализация страны, гигантские инвестиции и время. Ни того, ни другого у Украины нет. Экономика нашей страны уже никогда не будет такой, какой была раньше. Пришло время технологичных решений, развития и монетизации интеллектуального потенциала.  

Как в штаб-квартире Microsoft реагируют на войну, девальвацию и другие события в Украине?

В штаб-квартире украинскому офису уделяют особое внимание, за нас переживают, нами регулярно интересуются. Ситуация в Украине нова для всего мира: параллельно идет война, перестройка экономики, реформы. На сегодня украинский офис вышел в приоритет внимания корпорации, чем мы стараемся успешно пользоваться с точки зрения продвижения на местном рынке продуктов и услуг.

В то же время, мы не можем на 100% гарантировать достижение прогнозных показателей, потому что не знаем наверняка, чего ждать в ближайшей перспективе. Мы, со своей стороны, максимально участили коммуникацию со штаб-квартирой, благодаря этому выросло доверие и внимание. Там понимают, что происходит у нас в стране.

Насколько существенно изменилась стратегия Microsoft за последние два года?

Мы начали фокусироваться на мобильности и облачных технологиях, отошли от стратегии поставок отдельных продуктов. Сейчас перед переговорами с потенциальными клиентами мы буквально изучаем «болевые точки» их бизнес-процессов, и уже на встрече предлагаем на выбор готовые решения. Мы все более часто говорим напрямую с людьми, которые принимают решения в компании. Вместе с тем, часто общаемся с CIO, но рекомендуем им выходить для обсуждения вариантов и принятия решения на уровень совета директоров, и мы готовы максимально содействовать со своей стороны. Профессиональный уровень CIO должен сместиться в сторону понимания применения технологий в бизнесе, а это больше, чем только менеджеры по закупке ИТ. Ведь сегодня IT-решения – это не просто технологии, это фактически инструмент для повышения финансовой эффективности бизнеса.

Эти изменения произошли в контексте мировых тенденций или из-за ситуации в стране?

Еще 1,5 года назад, когда Microsoft объявил о новой стратегии, у нас был 20% прирост «облачных сервисов». К нам даже приезжали из головного офиса посмотреть, как мы так успешно ведем переговоры с клиентами. Дело было в том, что все чаще именно  первые лица компании приходили к нам и просили: «Дайте какое-то решение, чтобы мы оптимизировали бизнес». Медленно, но уверенно начали происходить процессы, когда первые лица и учредители поняли: либо они дают больше полномочий своим CIO, либо сами начинают управлять всеми IT-процессами.

Как бы вы оценили нынешние инвестиционные настроения ваших иностранных коллег по отношению к Украине?

Не смотря на ситуацию в стране, в Украине продолжают работать инкубаторы, акселераторы, появляются стартапы. У нас есть большая программа BizSpark, в рамках которой мы помогаем стартапам, создаем комьюнити для общения, бесплатно предоставляем программное обеспечение (облачную инфраструктуру Azure и прочее), консультируем, коучим. Наблюдая за проектами, мы начали замечать, что на акселерационном этапе, когда стартап начинает зарабатывать и ему очень нужны инвестиции, эти инвестиции не приходят.

Не приходят они, потому что в Украине действуют законодательные ограничения. Наша страна по-прежнему смотрит на IT-стартапы как на часть индустриальной экономики: «Значит так, деньги зашли в Украину, значит сначала зарегистрируйте компанию, заплатите налоги, покажите, откуда пришли ресурсы, а потом работайте». IT-бизнес в мире так не работает. Пока в США не будет определенного дохода и более 20 транзакций в год, этому бизнесу даже регистрироваться не нужно и вопросы: что, где и зачем ты делаешь – тоже не возникают.

Если мы в качестве примера возьмем Силиконовую долину, Кипр, Сейшелы, Сингапур, то там для IT-бизнеса создают специальные зоны. Там бизнес вправе существенно влиять на то, какое будет налогообложение, и по каким правилам он будет развиваться. IT-бизнесу предоставляют максимально льготный режим до тех пор, пока он не начнет показывать доход, привлекать клиентов. Это направлено на то, чтобы привлечь в IT-стартапы бизнес-ангелов, уменьшить бюрократию.  

Именно поэтому в США, Великобритании, Скандинавии достаточно много инвесторов, которые готовы вкладывать в маленькие проекты. Однако в Украину они не приходят, потому что с них сразу требуют список документов, полноценную регистрацию предприятия с уплатой налогов, регулярные поездки в Украину из-за отсутствия электронного документооборота между гражданами или бизнесом и государством. Конечно, же, в таких условиях им проще инвестировать в Силиконовой долине.  

При всем этом, позитивный момент заключается в том, что Украина, хоть и уступает африканским странам в международных рейтингах ведения бизнеса, но по человеческому потенциалу, интеллекту и образованности – намного выше. Этот потенциал всегда будет привлекать инвесторов. Поэтому я верю в Нашу Силиконовую долину!

Насколько эффективен диалог с государством в вопросе защиты интеллектуальной собственности?

Мы очень тесно работаем с Министерством экономического развития и торговли. При поддержке крупных международных антипиратских ассоциаций мы пытаемся донести представителям министерства ключевой месседж: если хотите инвестиций для страны, а также удержания интеллектуального потенциала в стране, - занимайтесь защитой IPR (прав интеллектуальной собственности). Стоит отметить, что позитивные изменения уже есть — в парламент поданы законопроекты о борьбе с интернет-пиратством и о кибербезопасности.

Да, государство понимает, что защита IPR важна, и чиновники начинают делать реальные шаги в направлении реформы. Однако все еще не хватает воли на оплату своих долгов перед правособственниками и на более радикальные меры, которые бы препятствовали правонарушениям в области интеллектуальной собственности.

Намерена ли компания вести специальную ценовую политику в Украине с учетом экономической ситуации?

В 2014 году у нас действовали скидки на ряд продуктов. Вместе с тем, те же облачные технологии позволяют в несколько раз сократить затраты, но даже за такие решения некоторые клиенты не готовы платить. Проблема в приоритетах. За электричество, за газ, за бумагу – мы платим? Так почему мы считаем, что IT-продукты должны быть бесплатными, если мы каждый день ими пользуемся?

Может, если заплатим, вообще останемся «голыми-босыми»?

Давайте посмотрим на проблему под другим углом. Заплатив за то или иное решение, мы получим дополнительную ценность, которая позволит больше заработать. Также облачные решения могут обезопасить нас от новых затратных проблем: таких как киберугрозы, например. Деньги притягивают деньги. Если ничего не тратить, то и больше заработать не получится.

Кого вы в данном случае подразумеваете в качестве неплательщиков?

Примеры есть и в бизнесе, и в госсекторе. Возьмем, например, государство. Можно ли чиновнический аппарат «заменить» автоматическими бизнес-процессами? Можно, решить эту проблему с технологической точки зрения достаточно просто, вопрос только в готовности идти на такие меры.

Как привлечь инвестиции в нашу страну?

Своей борьбой мы заслужили первое место в мире по вниманию к нашей стране. И этот момент мы должны использовать максимально выгодно. Чтобы получить все возможности, которые дает первое место, мы перед западными инвесторами и партнерами всегда должны «улыбаться» как американцы, а значит представлять себя в позитивном и оптимистичном свете, демонстрируя возможности и успешные примеры. Всем своим видом им надо говорить: мы всегда рады вас видеть, приходите в Украину, мы точно сможем многое сделать, у нас есть масса идей и возможностей. Наши глаза должны гореть.

Такой образ мысли надо прививать, потому что часто наши бизнесмены выезжают за границу с пессимистичным настроем и передают его западным партнерам. А этого как раз делать нельзя

Какие задачи сейчас стоят перед «Microsoft Украина» на ближайший год?

Приоритетная задача — это, конечно, обеспечение доступа к лучшим технологиям через любые устройства, которые есть у пользователя или у автоматизированного процесса. Наша корпоративная миссия заключается в том, чтобы дать человеку или организации инструменты для максимально эффективной реализации своего потенциала.

Сегодня мы слишком перегружены новыми технологиями. По данным исследований, ежедневно на общение с новыми технологиями человек тратит до 12 часов. Наша задача ужать это время хотя бы до восьми часов, а еще лучше до четырех. Недавно психологи пришли к выводу, что человек продуктивнее всего работает только четыре часа в день. Поэтому мы хотим научить людей по-новому работать с современными технологиями.

Стоит ли ожидать позитивных изменений в 2016 году?

Мы верим в то, что у нашей страны большое будущее. Конечно, нам все еще не хватает критической массы реформаторов в госсекторе и бизнесе, но она нарастает. Нам не хватает инфорсмента (обеспечения выполнения договоренностей между всеми сторонами, включая, договора между новым правительством Украины и западными партнерами — финансовая помощь в обмен на реформы — прим. авт.), и я очень надеюсь, что международные партнеры в США и Европе продолжат нас поддерживать. Для того, чтобы это произошло, нам обязательно надо транслировать позитив – о людях, о тех событиях и процессах, которые происходят. Только позитивный имидж страны, а не отголоски внутренних информационных войн, позволят нам привлечь инвестиции и стать страной новых возможностей.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: