Технологии развиваются с такой скоростью, что порой бывает сложно углядеть момент, когда какая-либо из них перестает быть «зарождающимся трендом» и превращается в самый настоящий «мейнстрим». Пожалуй, именно это произошло с виртуальной реальностью. Еще совсем недавно мы говорили об этой технологии как о «совсем скором будущем». Но не успели оглянуться, как это будущее наступило. Виртуальная реальность уже здесь и стремительно набирает обороты.
В прошлом месяце стартап Magic Leap привлек инвестиции в размере $793 от таких технологических гигантов как Google и Qualcomm. Подобные проекты приближают день, когда грань между виртуальным и реальным пространством будет стерта. Когда профессор MIT Рэйчел Мец посетила штаб-квартиру Magic Leap, она обнаружила странный и удивительный мир, в котором причудливые виртуальные персонажи уже бродят среди людей, дожидаясь часа, когда смогут выйти в массы и поселиться в наших домах.
В этом году Microsoft может выпустить собственную гарнитуру виртуальной реальности HoloLens. Уже сейчас устройство испытывается такими партнёрами Microsoft как Volvo, NASA и Trimble.
Глядя на весь этот прогресс, очень легко забыть, что от повсеместного распространения технологий виртуальной и дополненной реальности нас отделает ряд серьезных проблем. Пройдет еще немало времени, прежде чем массовый пользователь начнет наслаждаться виртуальностью во время поездки в автобусе.
Несовершенное и дорогое «железо»
Если взглянуть на нынешние гарнитуры виртуальной реальности, легко понять, что мы едва переступили стартовую черту. Поставки потребительской версии Oculus Rift задерживаются. Первые экземпляры HTC Vive добрались до своих хозяев лишь 5 апреля. Sony PlayStation VR выйдет на рынок лишь осенью.
Все эти релизы, безусловно, войдут в историю, но нельзя отрицать и тот факт, что ни о какой «массовости» речь пока идти не может. Oculus Rift, который сам по себе стоит $600 требует системный блок стоимостью еще $1000. HTC Vive, самое дорогое из представленных устройств, также требует мощный компьютер для работы. Пожалуй, наиболее доступной может стать гарнитура PlayStation VR, но и она для работы требует последнюю версию консоли PlayStation.
Несмотря на высокое качество и цену этих устройств, ни одно из них не решает проблему «морской болезни». Многим пользователям поначалу придется свыкаться с виртуальной реальностью, борясь с приступами тошноты и головокружения.
Аудиосистемы виртуальной реальности также пока далеки от совершенства. Объемность звучания разработчикам еще предстоит улучшать, синхронизируя источник звука с изображением перед глазами пользователя.
Самая серьезная проблема – нехватка контента
«Железо» все еще нуждается в совершенствовании, но, в принципе, оно уже готово для выхода на потребительский рынок. Но для того, чтобы виртуальная реальность стала по-настоящему массово востребованной, сегодня банально недостаточно контента. Если эта ситуация не изменится, развитие технологии может сильно замедлиться. Чтобы такого не произошло, разработчикам придется сфокусироваться на создании большого количества нового контента. К счастью, перспективы остаются настолько широкими, что работать сегодня можно практически в любом направлении.
Виртуальные развлечения. У технологии виртуальной реальности есть потенциал для того чтобы навсегда изменить сферу развлечений – от просмотра кино и видеоигр до банального коротания времени в ожидании самолета.
Пожалуй, за этим дело не встанет. Кино и телевизионные студии уже договариваются о сотрудничестве с компаниями виртуальной реальности, а компании, в свою очередь, запускают собственные студии. К примеру, генеральный директор Magic Leap Рони Абовиц обмолвился о возможности создания виртуальных концертов и погружения в интерактивные мультфильмы.
Что касается игрового опыта, многие пользователи уже имели возможность испытать его на собственной шкуре. Ни одна игра на мониторе не даст человеку того невероятного погружения, которое испытывает пользователь в гарнитуре виртуальной реальности.
Принцип «попробуй, прежде чем купить». Виртуальная реальность может навсегда изменить отрасли бизнеса, которые предполагают осмотр или испытание товара покупателем перед покупкой.
К примеру, покупатели недвижимости больше не будут вынуждены лично отправляться осматривать жилье. Прежде чем приять решение, человек сможет посетить тысячи домов во всем мире, не выходя из собственной квартиры.
Виртуальная реальность также может стать отличным турагентом. К примеру, африканское туристическое агентство Matoke Tours уже в этом году запустило сервис, позволяющий потенциальным туристам в виртуальной реальности прокатиться на воздушном шаре или повстречаться с гориллой. Испытав подобный опыт, человек может решить, хочет ли он отправляться в реальное путешествие.
Виртуальную реальность могут использовать и автомобилестроители. К примеру, компания Volvo уже запустила виртуальный тест-драйв своих автомобилей. Потенциальные покупатели – в восторге.
Образовательный контент. Благодаря интерактивным обучающим программам и наглядным экспериментам виртуальная реальность сделает процесс обучения намного более эффективным. Так, студенты, изучающие какой-либо иностранный язык, смогут при помощи виртуальной реальности попасть в среду носителей данного языка. Те, кто изучает историю, смогли бы поприсутствовать при величайших событиях прошлого, воссозданных виртуально.
Виртуальная реальность может использоваться и в ходе профессиональной подготовки. Напомним, в феврале этого года очки Microsoft HoloLens отправились на орбиту, где и сейчас помогают астронавтам МКС выполнять их обязанности. Аналогичным образом Microsoft сотрудничает с университетом Кейс Вестерн Резерв в Кливленде, штат Огайо, США. Там очки HoloLens помогают тренировать навыки молодых хирургов.
В общем, виртуальная реальность может кардинально изменить практически каждую из существующих сфер жизни человека. Правда, для того чтобы технология смогла реализовать себя подобным образом, представителям различных индустрий придется наладить тесное сотрудничество с IT-компаниями. Создание контента должно стать приоритетной задачей не только для разработчиков виртуальных устройств, но и для представителей образования и культуры, бизнеса и производства. В конце концов, виртуальная реальность способна улучшить жизнь буквально каждого человека на планете. А значит, и в ее развитии должен быть заинтересован каждый.