Лидерами рождаются или становятся? Если верить венчурному капиталисту Бену Хоровицу, большинство навыков, необходимых настоящему руководителю, приходят к человеку в результате многолетнего опыта. Независимо от успешности того или иного проекта, его основателю требуется немало времени, чтобы выработать в себе навыки профессионального бизнес-лидера. Иными словами, Хоровиц уверен: руководителями не рождаются, а становятся.
Между тем, это вовсе не означает, что со временем стать хорошим руководителем может буквально каждый. Некоторые люди предрасположены к лидерству больше других. Эксперты выделили пять признаков, свидетельствующих о том, что из человека может получиться хороший руководитель.
Вы любопытны и постоянно учитесь
Один из признаков успешного лидера – умение и желание постоянно совершенствоваться. Многие известные люди, от Уоррена Баффетта и Билла Гейтса до Опры Уинфри, известны тем, что постоянно осваивают что-то новое. Но достижение совершенства в каком-то одном навыке не всегда ведет к успеху. Как ни парадоксально, иногда количество важнее качества.
Так, согласно исследованию New York Times, у вас больше шансов достичь вершины организации, если вы попробовали себя на разных ролях. Человек, который всю жизнь работает в одном отделе, станет невероятно хорошим специалистом в своем направлении. Но то, кто в разное время успел побывать и разработчиком, и финансистом, и маркетологом, с большей вероятностью станет главой компании, поскольку спектр ег навыков намного шире.
Вы готовы чувствовать себя глупым
Умны ли руководители? Несомненно, руководство компанией требует от человека высокого интеллекта. Между тем, настоящему руководителю крайне важно уметь слушать других. Как уже говорилось выше, в компании могут быть специалисты, чьи знания в той или иной сфере намного превосходят знания директора. Лидер должен понимать это и иметь достаточно смирения, чтобы прислушиваться к их советам и рекомендациям. Окружив себя блестящими специалистами, руководитель может чувствовать себя самым глупым человеком в комнате. Но человек, который по-настоящему годится на роль лидера, не станет давить этих специалистов авторитетом своей высокой должности, а сам будет учиться у них.
Вы готовы преследовать безумную мечту
Осознает ли Илон Маск, руководитель SpaceX, весь риск идеи с колонизацией Марса? Безусловно, осознает. Он не раз признавался, что ему самому порой становится страшно от осознания задуманного. Справляться со страхом ему помогает иррациональный оптимизм. Создавая компанию SpaceX, он оценивал шансы успеха всего в 10%. Проще говоря, он был практически уверен, что в итоге потеряет всё. Но всё равно продолжал следовать за своей большой мечтой.
Это необычное сочетание осознания риска и иррационального оптимизма является одной из важнейших черт, присущих всем величайшим технологическим лидерам. Пессимист на их месте взвесил бы всё как следует и отказался от воплощения опасной идеи.
Вы умеете быть одержимым
Одни называют это качество страстью. Другие – сфокусированностью. Так или иначе, суть этого качества сводится к умению зацикливаться на проблеме. Хороший лидер умеет погружаться в задачу с головой, игнорируя всё вокруг себя. Билл Гейтс, будучи еще молодым программистом, прославился тем, что порой даже спал за клавиатурой. Затем просыпался, и за несколько секунд снова погружался в работу. В таком режиме он мог существовать целыми сутками, пока не решал поставленную задачу.
Со стороны такое поведение может казаться несколько безумным. Тем не менее, хороший руководитель умеет впадать в состояние, похожее на состояние охотничьей собаки, напавшей на след, и уже не сворачивающей с него.
Вы умеете рассказывать интересные истории
Казалось бы, руководить бизнесом – совсем не то же самое, что писать сценарии для телешоу. Зачем же лидеру умение рассказывать истории? Всё просто. Люди, в большинстве своем, крайне невосприимчивы к логичным аргументам. Если вы в этом сомневаетесь, просто понаблюдайте за любой околополитической дискуссией. Вы быстро поймете, что ни логика, ни разум в этом процессе не играют существенной роли. Потому, если вы хотите научиться воздействовать на окружающих, вам необходимо уметь взывать к их эмоциям. А, как известно, ничто не затрагивает эмоции так, как хороший рассказ.
Руководителю крупной компании частенько приходится иметь дело с конфликтами. То клиенты чем-то недовольны, то инвесторы чего-то требуют, то подчиненные что-то делают не так. Лидер должен уметь убеждать людей. Если же вы умеете рассказывать интересные истории, то с убеждением у вас особых проблем не возникнет.