Ученые Национальных институтов здоровья США провели исследование и выяснили, что мозг лучше всего усваивает новые навыки не в процессе обучения, а в коротких перерывах этого процесса.
“Все думают, что нужно практиковаться, практиковаться и практиковаться, изучая что-то новое. Но вместо этого мы выяснили, что частый и неподолжительный отдых может быть так же важен для процесса обучения, как и практика”, - утверждает один из соавторов исследования, доктор Леонардо Г. Коэн.
До сих пор большая часть ученых была уверена, что усвоение навыка происходит в процессе длительных периодов отдыха, вроде ночного сна. Но, наблюдая в реальном времени за мозговой активностью здоровых волонтеров, исследователи начали сомневаться в этой идее.
В исследовании приняли участие здоровые добровольцы-правши. Для измерения их мозговой активности был использован высокочувствительный метод, называемый магнитоэнцефалографией (МЭГ). В ходе эксперимента праворукие испытуемые должны были с максимальной скоростью печатать заданные числа левой рукой. Набор нужно было осуществлять в течение 10 секунд, затем - 10 секунд отдыхать. Цикл повторялся 35 раз.
Как и ожидалось, скорость печати быстро росла вначале, затем выровнялась примерно на одиннадцатом цикле. Но вот мозговые волны показали кое-что по-настоящему интересное.
“Я заметила, что мозговые волны испытуемых, во время периодов отдыха менялись намного сильнее, чем непосредственно во время сеансов печати. Это заставило меня более внимательно взглянуть на то, как и когда происходит процесс обучения, и какова роль отдыха в нем”, - говорит глава исследования, доктор Марлин Бенструп.
Повторно анализируя данные, ученые сделали важное открытие. Способность испытуемых быстро печатать повышалась не в процессе печати, а во время отдыха. Также рост навыка в короткие периоды отдыха был намного выше, чем во время длительного отдыха. Это стало ясно, когда испытуемые продолжили эксперимент на следующий день. Оказалось, что за ночь их способности возросли не так сильно, как за одну десятисекундную передышку накануне.
“Результаты демонстрируют, что в процессе обучения чему-то новому важно правильно подобрать продолжительность и частоту периодов отдыха”, - утверждает доктор Бенструп. По ее словам, данные исследования могут быть в равной степени полезны и при реабилитации пациентов, пытающихся восстановить двигательные навыки после инсульта, и при обучении здоровых людей игре на музыкальных инструментах.