больше украинцев выбирают онлайн-шопинг как удобный способ приобретения товара — почти 40% пользователей покупают в интернете ежемесячно, а 70% — тратят более 500 гривен за одну покупку. В то же время большинство украинцев не знают, как защитить свои платежные данные, а каждый третий готов перевести деньги на карту незнакомому человеку. В Киберполицию в случае преступления обращается только каждый пятый.
Такие данные приводит аналитическая служба OLX, согласно результатам опроса 11360 пользователей интернета в марте.
Ежемесячно онлайн покупают 40% украинских интернет-пользователей, а раз в квартал - каждый четвертый (23,4%). Доля тех, кто заказывает товары раз в полгода или раз в год составляет 15% и 11% соответственно.
Подавляющее большинство — 62% украинцев покупают на крупных онлайн-платформах, а в небольших интернет-магазинах и соцсетях — еще по 24% и 22% соответственно. Больше всего обращают внимание на отзывы о продавце (56%), надежность сайта (54%), метод оплаты (47%) и дешевизну товара (37%). А вот оперативность доставки является приоритетной только для 10% покупателей.
Обычно украинцы тратят в интернете за раз суммы свыше 500 грн:
- Покупки до 100 грн - 4%
- Покупки до 500 грн - 27%
- Покупки до 1000 грн - 36%
- Покупки на 1000 грн и больше - 33%
Большая часть покупателей (71%) предпочитает оплачивать наложенным платежом, но каждый третий готов сделать предоплату – перевести всю сумму за товар на счет незнакомому продавцу и после этого ждать покупку.
При этом в случае мошенничества только 2 из 10 людей обращаются в Киберполицию, в банк — 3 из 10, а в службу поддержки — половина респондентов. 40% участников опроса будут решать проблему самостоятельно или же расскажут о ней родным.
Согласно опросу OLX, большинство опрошенных — 57% — не знают ни одного способа защиты своих аккаунтов и платежных данных. Что такое социальная инженерия (психологические манипуляции, когда мошенник притворяется продавцом / покупателем или сотрудником полиции / банка / службы поддержки) понимают только 13% пользователей интернета. 52% опрошенных не знают, что такое фишинг (кибератака с применением сайтов-подделок). Чтобы научить украинцев правилам безопасности в интернете, OLX объявил 2021 ”Годом безопасности” и запустил образовательный проект Онлайн [за]хист.
"Каждый третий украинец, который столкнулся с фишингом в интернете, теряет свои деньги. При этом пользователи отдают свои платежные данные самостоятельно, поверив мошеннику, который притворяется другой стороной во время онлайн-сделки и убеждает перейти по ссылке в стороннем мессенджере. Согласно нашему опросу, 31% респондентов попадали на мошеннический сайт-копию именно по ссылкам из мессенджеров (Viber, Telegram, WhatsApp). Также люди теряют средства, переходя по линкам из SMS, которые "гарантируют им призы за участие в конкурсах".
С 2020 года количество фишинговых атак на обычных пользователей только растет, но процент украинцев, которые считают, что могут стать жертвой преступников, — уменьшился с 75% до 61%. В то же время нежелание обращаться в службу поддержки и к правоохранителям создает большое поле для мошеннических маневров. Поэтому в условиях растущей популярности онлайн-шопинга, пользователям необходимо всегда быть внимательными, своевременно реагировать и знать базовые правила кибербезопасности", — объясняет Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
Напомним, что по данным Ассоциации ЕМА в 2020 году с помощью социнженерии интернет-мошенники завладели 252 млн грн украинцев, а главными методами преступников стали фишинговые атаки, размещение несуществующих товаров и телефонное мошенничество.
В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников — это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности:
- Всегда читать правила платформ, где планируется покупка;
- Не переходить по сторонним ссылкам, которые присылают незнакомцы в мессенджерах;
- Отказываться обсуждать детали сделки в сторонних мессенджерах — только чат платформы может точно гарантировать защиту;
- Не разглашать свои персональные / платежные данные;
- Сообщать о нарушениях в Киберполицию и Службу поддержки. В случае разглашения своих платежных данных — обратиться в банк.