Как может выглядеть третья мировая война / Все новости / Главная

Битвы в следующей мировой войне будут разворачиваться на земле, в воздухе и в онлайне.

«Мы привыкли, что борьба разворачивается в одной определенной области. Но теперь у нас есть новые области, в которых прежде мы не воевали. Это – космос и киберпространство», – говорит Питер Сингер, один из ведущих специалистов аналитического центра New America Foundation и соавтор бестселлера «Призрачный флот».

На данный момент США несколько поднаторели в борьбе с мятежниками, террористами и участии в нерегулярных войнах. Но Сингер предполагает, что мир не застрахован от более масштабных конфликтов. Особенно сейчас, когда Китай продолжает наращивать военную мощь.

Роман «Призрачный флот» Питера Сингера и Августа Коула повествует о том, что могло бы произойти, если бы США, Китай и Россия начали большую войну. По мнению авторов, в третьей мировой войне важнейшую роль играли бы компьютерный взлом и методы радиоэлектронной войны. Хотя книга является вымышленной, все технологии, упомянутые авторами, уже существуют в реальном мире или находятся на стадии экспериментального образца. Учитывая это, «Призрачный флот» стал одним из немногих художественных романов, которые были официально рекомендованы к прочтению высшему военному руководству США.

«Если вы не в состоянии управлять киберпространством, то не сможете победить в сражениях на земле и море», – считает Сингер. По словам Сингера и Коула, мир уже мог наблюдать «микро версию» войны нового века во время событий в Украине и Сирии. Как сказал один из американских офицеров во время учений 2015 года, «В будущих войнах будут сражаться не винтовками и пулями, а единицами и нулями».

Мировая война 3.0

Сингер поясняет, что в киберпространстве государства могут делать лишь четыре вещи: собирать, воровать, блокировать и изменять информацию. Всё это происходит и сейчас, но не в таких масштабах, чтобы это можно было считать глобальной кибервойной.

К примеру, спецслужбы уже сейчас собирают горы данных, действуя практически в открытую. Более того, они активно взламывают сервера других государств, пытаясь похитить важную информацию. К примеру, китайские хакеры уже несколько раз пытались заполучить засекреченную информацию об американском истребителе F-35, чтобы построить у себя его китайскую копию.

Блокирование информации – это, преимущественно, DDoS-атаки, которые мешают работать важным серверам и правительственным ресурсам. К таким мерам прибегают не только государственные хакеры, но и многочисленные гражданские активисты, выражая свой протест.

Но самый ценный и самый опасный прием – подмена информации. Именно на нем была основана знаменитая американо-израильская военная операция Stuxnet, когда была выведена из строя тысяча иранских центрифуг очистки урановой руды. В этом случае цифровая атака являлась прикрытием – своеобразным бэкграундом для реальных ударных сил.

Цифровой бэкграунд

Прежде чем оккупационные российские войска заняли Крым, был нанесен удар по цифровым магистралям, соединяющий полуостров с континентальной частью Украины. Доклад об этом представил на конференции по кибербезопасности Black Hat исследователь Кеннет Гирс. По словам Гирса, рассредоточенные DDoS-атаки на другие объекты Украины позволили тогда замаскировать действия России.

В будущих войнах, вероятно, не будет использоваться сложное и дорогое кибероружие, вроде червя Stuxnet, которым и был выведен из строя иранский ядерный центр. Вместо этого кибероружие будет использоваться как, своего рода, артиллерия. За быстрой атакой, которая парализует цифровую инфраструктуру противника, будет следовать удар реальных войск.

«Если у вас есть возможность нарушить обороноспособность противника, прежде чем вступать с ним в прямой боевой контакт, то почему бы не сделать это?» – говорит Чарли Стэдтландер, главный спикер кибервойск США.

По словам Питера Сингера, именно это произошло в Украине. «Всё, от правительственных сайтов и банковских отделений в Крыму, до отдельных воинских подразделений оказалось в своеобразной цифровой блокаде. Частично это осуществлялось киберсредствами, частично – средствами радиоэлектронной войны, то есть, при помощи глушения. Так или иначе, коммуникации были перерезаны», – поясняет Сингер.

В такой ситуации военные подразделения не имеют возможности получать приказы от командования. Они шлют отчеты и требуют указаний, но всё это глушится и перехватывается. По сути, отдельные части и подразделения оказываются изолированными.

Сингер рассказывает об интересной операции, которую провернул в 2007 году Израиль. Бомбовым ударом был разрушен сирийский ядерный объект. Тогда израильские военные попросту хакнули сирийскую сеть ПВО, так что бомбардировщики до самого удара оставались незамеченными. Системы ПВО были отключены с «черного хода» – с помощью уязвимости, которая была заложена в них надолго до операции.

Вообще, взлом вражеских систем ПВО – один из важнейших тактических ходов современной войны. Этот ход отрабатывается на специальных учениях кибервойск. Мировая война 3.0, возможно, никогда не произойдет, но уже сейчас становится понятно, что важнейшим фактором победы в таком конфликте является захват цифровых сетей врага.

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: