За полтора года количество украинцев, которые обратились бы в полицию из-за мошеннических действий, упало с 21% до 10%. В то же время каждый второй пользователь сталкивался со злоумышленниками в интернете, а каждый седьмой — терял деньги из-за фишинга. Больше всего от онлайн-мошенников страдают жители Киевской, Днепропетровской и Харьковской областей. Киберпреступники же чаще всего атакуют пользователей в популярных мессенджерах, а вот электронная почта для обмана украинцев во время онлайн-шоппинга популярностью почти не пользуется.
Такие данные приводит OLX, согласно результатам опроса 55 тысяч покупателей и продавцов в августе.
За последние полгода 45% из опрошенных украинцев сталкивались с попытками онлайн-мошенничества. В то же время в прошлом году этот показатель был вдвое меньше — 22%.
Чаще всего с начала 2021 атакуют жителей больших городов — ⅔ случаев. Хоть киберпреступники и пытаются обмануть активнее женскую аудиторию, но попадают на схемы одинаково часто как мужчины, так и женщины (40% и 60% соответственно).
При этом более чем половиной мошеннических случаев (54%) оказалась продажа несуществующих товаров по предоплате. На втором месте (28%) — фишинговые атаки, когда в мессенджерах пользователям присылали вредоносные ссылки на поддельную платежную форму. На третьем месте (11%) — мошенничества с отправкой фейковых скриншотов / квитанций об оплате товара. Схема с подставным курьером, когда приезжает таксист и мошенник-покупатель убеждает быстро отдать ему товар, обещая зачисление средств на счет продавца, — уже не так популярна, однако и с ней столкнулись 7% пользователей.
После фишинговых атак мошенников в 2021 во время онлайн-шоппинга 14% жертв потеряли свои средства. В подавляющем большинстве случаев — 83% — сторонние ссылки на вредоносные сайты поступали прямо в мессенджеры (Telegram, Viber, WhatsApp). Еще 6% жертв получили фишинговые ссылки в виде SMS, а вот через почту мошенники практически не атакуют украинцев — таких попыток зафиксировано только 2%.
По сравнению с аналогичным опросом OLX в 2020 году, значительно снизилась доля украинцев, которые обратятся в полицию и в Службу поддержки ресурса в случае мошенничества:
Что вы делаете, если сталкиваетесь с мошенничеством в интернете? (выберите несколько вариантов) |
2020 год |
2021 год |
Пытаюсь решить свои вопросы самостоятельно |
35% |
41% |
Рассказываю близким |
48% |
32% |
Обращаюсь в Службу поддержки онлайн-ресурса |
58%
|
17% |
Обращаюсь в киберполицию |
21% |
10% |
Не делаю ничего |
17% |
26% |
"За последние полгода 6 тысяч респондентов из 55 тысяч опрошенных получили фишинговые ссылки от мошенников. 18% украинцев, которые попадали на мошенничество в 2021, не знают ни одного способа защиты своих платежных данных. А о методах борьбы с мошенничеством 53% опрошенных в этом году уже узнали из соцсетей, 34% — от друзей, 22% — из телевидения, а 14% — на образовательном сайте Онлайн[за]хист.
Почти 40% украинцев уже знают, что ссылки, полученные от малознакомых людей, могут быть мошеннической атакой, поэтому не открывают их, а также не обсуждают финансовые вопросы в мессенджерах, если собеседник ведет себя подозрительно. Каждый пятый — проверяет пользователя по номеру телефона, каждый седьмой — внимательно вчитывается в содержание посторонних SMS и еmail-писем, а каждый десятый — проверяет ссылки сайтов, чтобы не попасть на мошеннический сайт-копию", — отметил Виктор Нобиуз, руководитель отдела бизнес-аналитики OLX Украина.
В OLX добавили, что лучшая защита от мошенников — это внимательность пользователей и знание базовых правил безопасности.