Инженеры из дубайского кампуса BITS Pilani представили инновационную разработку — Project REBIRTH, систему повышения выживаемости пассажиров при неизбежных авиакатастрофах. Решение сочетает искусственный интеллект, сенсоры и внешние подушки безопасности, способные существенно снизить силу удара при аварийной посадке.
Как работает система REBIRTH
Разработка, созданная Эшелом Васимом и Дарсаном Шринивасаном, основана на сочетании датчиков и алгоритмов искусственного интеллекта. Система непрерывно анализирует параметры полета: состояние двигателей, направление, скорость, высоту, температуру и действия пилотов.
Если авария становится неизбежной и самолет находится ниже 3000 футов, система автоматически активируется. Подушки безопасности, изготовленные из многослойных материалов (кевлар, TPU, зилон и неньютоновские жидкости), развертываются менее чем за две секунды из носовой части, днища и хвоста самолета.
В зависимости от ситуации подключаются и другие механизмы:
- рабочие двигатели включают реверс тяги для снижения скорости;
- при отказе двигателей активируются газовые ускорители для стабилизации и торможения.
После приземления система облегчает поиск самолета: корпус окрашивается в яркий оранжевый цвет, включаются ИК-маяки, GPS и мигающие сигналы.
Зачем это нужно
Авиационные катастрофы случаются редко, но их последствия почти всегда трагичны. Разработчики REBIRTH поставили перед собой три цели:
- Замедлить движение самолета перед ударом.
- Снизить силу столкновения благодаря энергоемким материалам.
- Обеспечить быстрый доступ спасателей к месту аварии.
По данным компьютерных симуляций, применение системы способно уменьшить силу удара более чем на 60%.
Однако эксперты в области безопасности указывают и на сложности: дополнительные системы увеличат вес самолета и усложнят его эксплуатацию. Тем не менее инженеры считают, что преимущества перевесят возможные риски.
Прототип и испытания
Команда BITS Pilani уже создала прототип в масштабе 1:12. Он включает датчики, микроконтроллеры и баллоны с углекислым газом, управляемые программным обеспечением на базе ИИ.
Первые испытания показали, что система способна поэтапно реагировать на изменения вибраций, скорости и нагрузки. Сейчас инженеры готовятся к сотрудничеству с производителями самолетов и планируют провести полномасштабные тесты в аэродинамических трубах и на симуляторах крушений.
Важно, что REBIRTH проектируется с учетом совместимости как с новыми, так и с уже эксплуатируемыми авиалайнерами.
Проект родился из личной трагедии: после крушения самолета Air India, унесшего жизни почти всех пассажиров, один из разработчиков признался, что его мать не могла спокойно спать, представляя ужас и беспомощность людей на борту.
Эта история подтолкнула инженеров искать решение, которое дало бы шанс выжить даже в самых безнадежных ситуациях.
Сегодня REBIRTH заявлен на престижную премию James Dyson Award 2025. В случае победы проект получит $40 000 на дальнейшее развитие. Если испытания подтвердят эффективность технологии, она может войти в арсенал будущих авиационных средств безопасности наряду с такими идеями, как парашюты для всего самолета или «самозаживляющиеся» покрытия.