Учёные из Института древесины имени Вильгельма-Клаудиця (Fraunhofer WKI, Германия) в рамках проекта SenAD2 разработали инновационную «умную ткань» с датчиками, которая позволяет отслеживать состояние асфальтовых дорог в реальном времени. Технология обещает сделать ремонт дорожного покрытия более экологичным, экономичным и менее затруднительным для автомобилистов.
Как работает технология?
В основу решения положена биоразлагаемая ткань из льняных волокон, в которую вшиты сверхтонкие проводящие нити толщиной менее миллиметра. Материал встраивается прямо в асфальтовое покрытие на стадии строительства или ремонта дороги.
Когда на дорогу воздействует транспортная нагрузка или природные факторы, ткань изменяет своё электрическое сопротивление. Эти данные фиксируются датчиками и передаются в измерительный блок на обочине. Далее подключённые к системе алгоритмы искусственного интеллекта анализируют изменения и формируют картину внутреннего состояния покрытия — от микротрещин до скрытых деформаций в нижних слоях.
Особенность разработки заключается в том, что ткань устойчива к механическим нагрузкам: она выдерживает укладку асфальта дорожной техникой, давление тяжёлых грузовиков и воздействие окружающей среды. При этом материал можно производить в больших объёмах и нужной длины, что делает технологию масштабируемой.
Почему это важно?
До сих пор дорожные службы оценивали состояние покрытия двумя способами: по видимым повреждениям или с помощью бурения и отбора кернов, что дорого, разрушительно и не всегда эффективно. Новый метод позволяет контролировать скрытые процессы без вмешательства в структуру дороги и делать это непрерывно.
По словам исследовательницы Кристины Хакстер (Fraunhofer WKI), цель проекта — обеспечить долгосрочное планирование и прогнозирование. Система помогает дорожным службам принимать решения о ремонте не по факту разрушения, а на основе анализа данных. Это снижает затраты, сокращает число аварийных ремонтов и минимизирует заторы из-за внезапных дорожных работ.
В перспективе результаты будут доступны через цифровую панель управления. Такой подход позволит учитывать состояние дорог не только государственным органам, но и бизнесу, логистическим компаниям и местным сообществам.
После успешных лабораторных тестов умная ткань уже прошла проверку на реальном участке дороги в промышленной зоне. Сенсоры уложили на всю ширину дорожного полотна, и система фиксирует изменения сопротивления при проезде транспорта. Полученные данные помогают выявлять скрытые повреждения и моделировать, как будет изнашиваться асфальт со временем.