Современные беспилотники опираются на набор привычных систем: камеры, радары и лидары. Они помогают машине «видеть» дорогу, распознавать препятствия и ориентироваться в сложной обстановке. Но стартап Teradar из Бостона предлагает выйти за пределы привычного набора датчиков и обратиться к менее изученной части электромагнитного спектра — терагерцовому диапазону. По мнению разработчиков, именно здесь скрывается ключ к более надёжному и чёткому машинному зрению.

Что такое терагерцовое зрение
Терагерцовый диапазон располагается выше радиоволн, но ниже инфракрасного света, на котором работает лидар. Это промежуточная «ниша» спектра, которая сочетает проникающую способность, характерную для радаров, с высоким потенциалом детализации, присущим оптическим системам. В результате датчики Teradar способны «пробивать» дождь, снег и плотный туман, сохраняя чёткую картинку вне зависимости от времени суток и освещённости.
По данным компании, их твердотельные сенсоры обеспечивают разрешение, которое до 20 раз превосходит возможности современных автомобильных радаров, а дальность уверенного «зрения» достигает 300 метров. Этого достаточно для реализации уровня автономности Level 3, когда машина способна самостоятельно вести себя в городском потоке и на трассе, но водитель всё ещё должен быть готов взять управление на себя.
Как устроена технология Teradar
В основе системы лежит модульный терагерцовый блок — Modular Terahertz Engine. Это полноценная сенсорная платформа, которую автопроизводитель может встроить в существующую архитектуру автомобиля. Более того, её цена обещает стать серьёзным аргументом: «движок» обойдётся всего в несколько сотен долларов. Это заметно дешевле набора из радара и лидара, который обычно ставят на современные беспилотники.
Teradar уже несколько лет демонстрирует свою систему автопроизводителям и недавно привлекла 150 млн долларов инвестиций на дальнейшую разработку и масштабирование. Хотя исследования терагерцового диапазона ведут разные компании, именно Teradar может стать первым, кто довёл технологию до уровня, пригодного для массового применения в автомобилях.
Почему это важно для индустрии
Сегодня некоторым брендам уже удаётся выйти на уровень автономности Level 3. Например, Mercedes-Benz предлагает его в премиальных моделях, а Chrysler тоже близка к запуску подобных решений. Однако массовое распространение таких систем сдерживает высокая стоимость сенсорных комплектов. Если Teradar действительно сможет предложить надёжную, более дешёвую и более точную альтернативу, это откроет дорогу к автономности для куда более широкого спектра машин — от среднего сегмента до бюджетных моделей.
Правда, путь к серийному применению будет не быстрым. Нужно пройти испытания у производителей, интегрироваться с картографическими сервисами вроде Google Maps, получить допуска регуляторов и провести долгие дорожные проверки. Но если технология оправдает ожидания, терагерцовые сенсоры способны изменить правила игры на рынке автопилотов.
