Правительства самых разных стран периодически пытаются ограничить доступ граждан к тем или иным интернет-ресурсам. Является ли такая ситуация критической?
Недавно правительство Беларуси опубликовало постановление, согласно которому провайдеры должны блокировать доступ пользователей к средствам анонимизации – сайтов, которые могут помочь пользователю попасть на уже заблокированный ресурс. Один из пунктов постановления прямо оговаривает, что под ограничение попадают прокси-серверы, анонимные сети типа Tor и другие похожие ресурсы.
Само собой, Беларусь – не единственное государство, посягающее на интернет-свободу пользователей. Вот уже который год в России ходят разговоры о блокировке анонимайзеров. В 2013 году запретить анонимные прокси-серверы предлагал Общественный совет при ФСБ. Несколько недель назад аналогичное предложение высказал глава комитета Госдумы по инфополитике Леонид Левин. Примерно в то же время в интервью «Ленте.ру» пресс-секретарь Роскомнадзора сравнил пользователей сети Tor с «отбросами общества». Учитывая информационную политику РФ, запрета анонимайзеров для российских пользователей следует ожидать в ближайшее время.
Уже достаточно давно с анонимными прокси и сетью Tor с переменным успехом борется Китай. Несмотря на то, что из всех стран мира Поднебесная больше всего преуспела с фильтрацией трафика и интернет-ограничениями, даже там анонимайзеры так и не были побеждены полностью. «Великий китайский файерволл» оказался недостаточно совершенным.
Сеть Tor основана на децентрализации и случайной генерации цепочек подключений. То есть, подключаясь к этой сети, пользователь общается с внешним интернетом не напрямую, а через случайную последовательность серверов. Бороться с такой системой можно, блокируя общественные точки выхода. Так, в 2009 году правительство Китая заблокировало доступ к 80% IP-адресов сети Tor. В ответ на это пользователи стали настраивать так называемые «мосты». То есть, первым узлом цепочки становился сервер, о котором правительство еще не пронюхало. В свою очередь власти усовершенствовали системы слежения, чтобы те находили трафик Tor вне зависимости от адресации. Тогда пользователи нашли способ маскировать трафик, делая его неотличимым от трафика легальных интернет-приложений. Сейчас такая технология маскировки по умолчанию включена в сборку клиента Tor. Борьба в Китае продолжается. Правда, она все больше напоминает борьбу с ветряными мельницами. Власти блокируют обнаруженные «мосты», но пользователи сова и снова создают новые. В общем, доступ к заблокированным ресурсам, хотя и несколько затруднен, но не ограничен полностью.
Блокировка, безусловно, подействует на определенную часть пользователей. Увидев ограничение, простой интернет-обыватель, скорее всего, просто прекратит поиск. Но те, кто, действительно, заинтересован в доступе к заблокированной информации, при желании, найдут возможность ее получить. Ведь такие возможности порой предоставляют даже те ресурсы, которые, на первый взгляд, совершенно не предназначены для обхода каких-либо ограничений.
К примеру, один из официальных сервисов Google может помочь без особых усилий попасть на заблокированный сайт. Речь идет о переводчике Google Translate. Помимо перевода слов и текстов, данный сервис может работать и с целыми интернет-ресурсами. Для этого в поле исходного текста нужно ввести адрес интересующей страницы и обмануть переводчик, указав другой язык источника. Настоятельно рекомендуется указывать язык, использующий принципиально другой алфавит. То есть, если страница, которую хочет увидеть пользователь, написана с использованием кириллицы или латиницы, лучше всего указать в качества языка источника японский или китайский. Так можно быть уверенным, что сервис не исковеркает смысл текста. После того, как в поле исходного текста будет указан адрес страницы, в поле результата перевода появится ссылка на эту же страницу. Перейдя по ссылке, пользователь попадете на искомый сайт, но открыт он будет через окно Google Translate. Google послужит в качестве абсолютно легального прокси-сервера.
Перспектива того, что в ближайшее время в Беларуси или России правительство решит заблокировать Google, кажется весьма сомнительной. Но даже если такое случится, всегда найдутся альтернативные методы обхода запретов. Блокировка анонимайзеров или части серверов сети Tor – вовсе не приговор свободе интернета. Ведь для того, кто ищет, любое ограничение – не тупик, а всего лишь очередной вызов.