Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации (НКРСИ) вынесла на общественное обсуждение проект изменений к «Правилам осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций (деятельность по предоставлению услуг доступа к сети интернет)» и «Основным требованиям к договору о предоставлении телекоммуникационных услуг». В рамках этих изменений предлагается уточнять в договоре между абонентом и провайдером гарантированную минимальную скорость передачи данных, которая не должна быть ниже 70% от максимальной скорости, указанной в том же договоре. Кроме того НКРСИ намерена обеспечить абоненту возможность отслеживания качества услуг, указанных в договоре.
По мнению госрегулятора данные изменения будут способствовать защите прав потребителя и развитию конкуренции по качеству услуги на телеком-рынке Украины. Кроме того, в НКРСИ считают, что такой шаг существенно усложняет деятельность «серых» провайдеров, провоцирующих демпинг на рынке и мешающих его корректному развитию.
Президент компании «Воля» Сергей Бойко считает, что подобное изменение в нормативные документы является положительным шагом, поскольку он устраняет неясности и устанавливает понятные требования. «Эти изменения дадут абонентам возможность контролировать разницу между заявленным качеством услуги и тем, что они получают на самом деле. А если данные абонентских измерений к тому же будут публиковаться регулятором на периодической основе, то это поможет потребителям выбирать провайдеров исходя из реального абонентского опыта», - считает Бойко. Но он также отмечает, что этого недостаточно – если изменения вступят в силу, а контролировать нелегальный рынок будет некому, никаких изменений ждать не стоит. «Основная проблема - отсутствие результатов действия регулятора по применению к нарушителям нормы закона или подзаконных актов», - заявил Бойко. Причина в том, что часть существующих сейчас требований к операторам запутаны и непонятны, а еще – нет механизмов наказания нарушителей закона. «Без реальной работы регулятора по проверке и контролю всех участников рынке, а не только тех, кто есть в реестре провайдеров нельзя создать равные условия ведения бизнеса», - подытожил Бойко.
По словам заместителя председателя правления «Интернет Ассоциации Украины» (ИнАУ) Татьяны Поповой, возможность осуществлять подобный контроль за рынком у НКРСИ должен быть. «Надзор должен быть за всеми, кто работает на рынке и легальными, и нелегальными операторами – и в распоряжении регулятора для этого более, чем достаточно инспекторов», - отмечает она. Вместе с тем, по ее словам, контроль качества предоставления услуг абсолютно никак не повлияет на деятельность «серых» провайдеров. «Этими документами можно побороть только недобросовестных поставщиков услуг. Вывести из тени «серых» игроков рынка можно только при помощи эффективного надзора», - говорит Попова.
Впрочем, по словам зампредседателя правления ИнАУ, основной проблемой изменений к нормативным документам, которые предлагает НКРСИ является определение самого понятия «услуги доступа к сети интернет». «Если раньше в определении было сказано, что провайдер должен обеспечивать «возможность соединения», то сейчас провайдеров хотят обязать обеспечивать само соединение, в частности – «доступ ко всем конечным точкам абонента», - отметила Попова. По ее мнению, провайдеры телеком-услуг просто физически не могут обеспечить само соединение, поскольку оно может зависеть от целого ряда факторов, оператору неподконтрольных. Кроме того, само понятие «конечных точек» тоже является определенным весьма нечетко, по мнению зампредправления ИнАУ.
Впрочем, по мнению генерального директора «Ланет» Мариана Ивасюка, попытка гарантировать качество интернет соединения является абсолютно бесполезным и непонятным начинанием. «Думаю, что причина внедрения таких изменений является явно не попытка гарантировать качество услуги для абонента. Интернет, по сути, - среда негарантированная и я не понимаю, что здесь может обещать провайдер», - отмечает Ивасюк. По его словам, какие-либо гарантийные обязательства провайдера может на себя взять только, если будет гарантировать скорость внутри своей сети. «Но крупные провайдеры и так обычно ее гарантируют – должна случиться нештатная ситуация, чтобы скорость существенно упала. Отсутствие гарантий внутри сети может наблюдаться разве что у мелких провайдеров, но рынок и так сейчас слишком конкурентен, и потому провайдеры с плохим качеством услуги не выживают зачастую», - говорит гендиректор «Ланет».
«Если же говорить о замере качества связи и скорости передачи данных, то оператор может гарантировать подобные показатели только внутри своей сети. То есть фактически это должны быть замеры от порта абонента до порта подключения к сети провайдера, однако в документе это также не указано», - говорит Татьяна Попова. Следует отметить, что Сергей Бойко имеет схожее мнение о том, что скорость передачи данных для гарантирования качества должна измеряться внутри сети самого провайдера. «С моей точки зрения, эту скорость нужно измерять на отрезке от абонента до точки соединения сети оператора с другими сетями, в частности, до точки обмена трафиком», - отметил он.