Понятие «слешдот-эффект» впервые зародилось на популярном англоязычном техническом ресурсе Slashdot. Оно означает внезапный всплеск популярности малоизвестного сайта после того, как ссылка не него была опубликована популярным новостным изданием или растиражирована социальными сетями. В русскоязычном сегменте сети существует близкий по смыслу термин «хабраэффект». Он также означает мгновенный всплеск популярности сайта небольшой компании после того, как она заявляет о своем существовании на коллективном блоге «Хабрахабр».
Но, независимо от того, как называть это явление, нельзя не признать его двойственность. С одной стороны, подобный эффект может помочь сайтам раскрутиться и получить новую аудиторию. С другой, подобный наплыв пользователей бывает подобен «доброкачественной» DDoS-атаке. Никто из посетителей не желает ресурсу зла, но все вместе они попросту обрушивают сервера или затрудняют доступ к странице.
Вот несколько наиболее ярких примеров слешдот-эффекта из 2015 года.
Сайт Приморского сафари-парка
В конце прошлого года новостные ресурсы и социальные сети начали активно распространять необычную новость. В сафари-парке Приморского края тигр Амур подружился с козлом Тимуром. Хищник и травоядное проводили вместе массу времени, при этом тигр не проявлял к козлу никакой агрессии. Поскольку новость продолжала тиражироваться общественностью, в конце декабря руководство сафари-парка решило организовать онлайн-трансляцию. Стоило информации о трансляции попасть в новости, наплыв пользователей стал таким, что сайт сафари-парка попросту не выдержал нагрузки.
Сайт полиции Чикаго
В ноябре в США разразился очередной скандал, связанный с убийством чернокожего подростка белым полицейским в Чикаго. Вскоре после инцидента полиция выложила на своем официальном сайте видео инцидента, снятое одним из видеорегистраторов полицейского автомобиля. Как только информация об этом видео появилась в социальных сетях, сайт полиции Чикаго рухнул под наплывом пользователей.
Сайт киберспортивной организации Natus Vincere
Сайт украинской киберспортивной организации Natus Vincere в октябре 2015 года также стал жертвой слешдот-эффекта. Тогда организация официально сообщила о роспуске основного украинского состава по игре DotA 2. Новость оказалась неожиданной и нетипичной. Когда несколько интернет-изданий сообщили об этом событии на своих страницах, сайт Natus Vincere не выдержал наплыва пользователей, желающих убедиться в происходящем лично.
Сайт британского интернет-магазина Game UK
Иногда даже интернет-магазины не справляются с внезапно нагрянувшей популярностью. В июне 2015 года был официально анонсирован Fallout 4. Чуть позже, в июле, некоторые торговые площадки начали принимать предзаказы на редкое коллекционное издание этой игры. Несмотря на то, что стоимость «коллекционки» достигала $160, желающих купить редкое издание оказалось куда больше, чем могли предположить разработчики. Тогда жертвой слешдот-эффекта пал британский интернет-магазин Game UK. Большинство его обычных пользователей – британские геймеры. Но в этот раз в очередь за редкой новинкой выстроился весь мир. Сайт, как нетрудно догадаться, не справился с нагрузкой и «упал».
Сайт грузинского сервиса по продаже билетов
Интернет-сервисы небольших государств очень часто оказываются неготовыми, когда вследствие какого-либо события на них обращает внимание весь мир. Летом 2015 года такого внимания не перенес грузинский портал по продаже билетов Biletebi.Ge. Когда на сайте стартовали продажи билетов на финальный матч Суперкубка УЕФА в Тбилиси, система не справилась с количеством желающих. Администрация ресурса была вынуждена извиняться перед болельщиками и организацией UEFA.