Государственный почтовый оператор Украины вчера выступил с сенсационной для рынка новостью – «Укрпочта» будет создавать онлайн-маркетплейс. И не просто «какой-то там маркетплейс», а настоящий «Украинский eBay». Даже название для него придумали похожее: U-Bay.
Инициатива, к слову, весьма здравая и все предпосылки для ее реализации у «Укрпочты» есть. Посудите сами – сегодня у этого предприятия наиболее разветвленная структура отделений, которые присутствуют даже в самом отдаленном и богом забытом уголке нашей маленькой, но очень гордой страны. Кроме того, «Укрпочта» является национальным почтовым оператором и уже осуществляет услуги доставки. Так что она сможет не только продавать, но и доставлять товар, по сути, объединив эти процедуры в одну.
Сильно? Сильно. Достойно? Достойно. Но есть одно «но».
И этим краеугольным камнем преткновения сегодня является непосредственно деятельность самого предприятия. Так, недавно проведенное Украинской ассоциацией директ-маркетинга исследование скорости доставки простых писем “Укрпочтой” показало, что только 55% писем пришло в срок. При этом с доставкой в областные центры ситуация еще хуже – там 61% писем были доставлены “Укрпочтой” с нарушением установленных нормативами Министерства инфраструктуры сроков.
Согласно данным УАДМ, участники исследования отправили 914 писем, адресованных заранее отобранным респондентам, из Киева в регионы. Письма опустили в ящик утром 27 января 2016 года. После получения этих писем, респонденты должны были отправить обратно специальный купон с указанием даты получения письма из столицы, и временем отправки ответа. В итоге из регионов в Киев вернулось всего 734 письма с купонами.
Стоит отметить, что по нормативам, утвержденным Министерством инфраструктуры Украины, письмо из Киева в областной центр, включая день отправки, должно идти не более 4 дней, а в районный центр – не более 5 дней. При этом на доставку в другие населенные пункты дается до 6 дней.
Кто виноват?
Сложно сказать, кто виноват в ситуации, сложившейся в национальном почтовом операторе. На ум тут же приходят вездесущие «папєрєднікі» и кризис. Однако дело не только и не столько в них.
Несмотря на то, что 2015 год «Укрпочта» закончила с прибылью в размере более 53 миллионов гривен, превысив плановую доходную часть на 355 миллионов, в плане работы с клиентами мало что изменилось. И анекдоты о скорости и оперативности «Укрпочты» могут обставить по популярности лишь анекдоты о печальноизвестной «Почте России». Несмотря на внедрение ряда современных услуг, таких как «Ускоренная почта» и возможность заказа и доставки товаров бытовой техники и электроники из торговой сети «Эльдорадо», в отделениях «Укрпочты» по-прежнему сидят немотивированные и зачастую не очень вежливые операторы, которых мало интересуют желания клиента. Они слишком хорошо понимают зловещий смысл слова «монополист», коим, на самом деле, сейчас является «Укрпочта».
Что делать?
Казалось бы, проблемы определены и понятны, и их бы решать… но «Укрпочта» решает пойти альтернативным путем и вместо улучшения уже имеющегося сервиса запустить новые, ранее неизвестные ей услуги.
Так, национальный почтовый оператор объявил о планах потеснить игроков рынка финансовых технологий и e-commerce, анонсировав ряд амбициозных ИT-проектов, которые должны фактически удвоить его доходы в перспективе ближайших нескольких лет.
В частности, почтовый оператор анонсировал создание онлайн-маркетплейса «по образу и подобию eBay», а также мобильного приложения mWallet, которое должно объединить все возможные финансовые сервисы до мгновенных денежных переводов. При этом пилотные проекты этих услуг «Укрпочта» планирует запустить еще до наступления осени.
Сколько стоит создание маркетплейса из почтового оператора?
Директор по информационных технологиям "Укрпочты" Евгений Зимин заявил, что оператор уже объявил три тендера на реализацию проектов по развитию «Укрпочты». Так, услуги по созданию национального онлайн-маркетплейса U-Bay организация оценила в 17 миллионов гривен.
Второй анонсированной новинкой от «Укрпочты» стала закупка услуг по созданию многофункционального кошелька mWallet, на который в компании готовы потратить «целых» 7 миллионов гривен.
Параллельно «Укрпочта» намерена провести перезапуск портала, на котором различные финансовые организации смогут запускать свои услуги, а также создать почтовое мобильное приложение, с помощью которого можно будет отслеживать свои отправления и оплачивать услуги оператора.
Для этих целей «Укрпочта» готова выделить еще 7 миллионов в национальной валюте. Зимин подчеркнул, что работать на тендерах планируется исключительно с готовыми решениями от успевших хорошо зарекомендовать себя на рынке международных компаний.
Сложно сказать, насколько успешными смогут стать столь продвинутые проекты не самого современного предприятия Украины, но редакция IGate будет с интересом следить за развитием сюжета и информировать вас обо всем, что будет происходить на рынке украинского e-commerce. Пока что нам остается лишь пожелать успеха национальному оператору почтовой связи. А вдруг они что-то знают и у них действительно все получится?