3 свидетельства того, что мы живем в компьютерной симуляции / Все новости / Главная

Несколько дней назад на конференции Code Conference Илон Маск сделал необычное признание. Он заявил, что не исключает возможности того, что весь наш мир является глобальной компьютерной симуляцией. Конечно, по мнению Маска, вероятность этого крайне мала, но и списывать ее со счетов нельзя.

Илон Маск – далеко не первый, кто ставит под сомнение реальность нашего мира. В той или иной форме подобная мысль приходила в голову многим деятелям науки и искусства. Нашему среднестатическому современнику она известна, в первую очередь, по фантастической трилогии «Матрица».

Но мысль эта не так уж фантастична и беспочвенна, как может показаться на первый взгляд. Напротив, при желании, можно отыскать несколько явных свидетельств в пользу того, что наш мир – очень хорошо проработанная симуляция.

Мы бы так и сделали

Мы бы, обязательно, создали что-то подобное, если бы только наш уровень технологического развития позволял это сделать. Человечество имеет непреодолимую тягу к построению подобных моделей.

Знаете ли вы, что одну из первых компьютерных симуляций жизни создали еще в те времена, когда компьютеры были большими, а вычислительные мощности – ничтожно малыми? В 1970 году математик Джон Конвей предложил своеобразную игру – клеточный автомат «Жизнь». Примитивная «вселенная» игры населена клетками, которые умирают и порождают другие клетки. Поскольку все процессы подчиняются математическим правилам, судьба той или иной экосистемы зависит от начального расположения элементов. Вот как выглядит компьютерная реализация «Жизни»:

Сегодня в интернете можно отыскать и более сложные симуляции, позволяющие моделировать простейшие развивающиеся организмы в среде с ограниченными ресурсами.

Какими бы сложными не были те или иные симуляции, это не меняет сути происходящего. Даже сегодня, имея очень ограниченные ресурсы, человек пытается моделировать жизнь. А это значит, что если мы однажды получим в свое распоряжение достаточно вычислительной мощности, то, наверняка, создадим виртуальную вселенную, населенную виртуальными существами, которые не будут подозревать о своей виртуальности. А если мы, в теории, способны на подобное, то где гарантии, что кто-то другой не додумался до этого до нас? И что мы – не те самые виртуальные существа в виртуальной вселенной?

Разрешение парадокса Ферми

Если бы вдруг выяснилось, что мы живем в симуляции, это, однозначно, стало бы ответом на одну из загадок, мучающих современных ученых. Речь, конечно же, идет о печально известном парадоксе Ферми.

Парадокс Ферми является прямым следствием уравнения Дрейка. В 1960 году профессор астрономии и астрофизики доктор Фрэнк Дональд Дрейк вывел формулу, позволяющую оценить возможное количество разумных цивилизаций во вселенной. Формула основана на астрономических данных о количестве звезд и планет, на которых, теоретически, могла бы зародиться биологическая жизнь.

Конечно, всё это основано на предположениях и гипотезах, но потенциальное количество разумных цивилизаций, согласно уравнению Дрейка, может быть достаточно большим. Парадокс Ферми, в свою очередь, заключается в том, что мы не видим никаких научных свидетельств существования этих множественных цивилизаций. Вокруг нас – лишь пустота и тишина в радиоэфире. Почему так? Ответом на этот вопрос как раз и может являться тот факт, что мы живем в виртуальности.

Ведь если весь наш мир – лишь симуляция, то всё встает на свои места. Просто мы – единственная цивилизация, которую решили смоделировать программисты. А остальное – лишь пустая вселенная с процедурно генерируемыми локациями.

Ограниченная вселенная

Один из признаков любой симуляции – ее ограниченность. Пространство, как и время, теоретически, может быть бесконечным. Но симуляция всегда ограничена определенными рамками. В 2012 году ученые из университета Бонна в Германии попробовали найти эти рамки.

Пользуясь теорией квантовой хромодинамики, ученые попытались определить условные правила, по которым должна была бы строиться симуляция мира, подобного нашему. Конечно, пока мы не обладаем достаточной вычислительной мощностью для проведения подобного эксперимента. Но, даже оперируя теоретическими данными, ученые выяснили интересный факт. Для поддержания «работоспособности» виртуальной вселенной, в симуляции было бы необходимо установить искусственное ограничение в спектре космических лучей в области предельно высоких энергий. Повторимся, такое ограничение было бы технически необходимым, если бы мы вдруг взялись реализовывать собственную симуляцию. То есть, без этой штуки виртуальный мир работать не будет.

А теперь – самое потрясающее. В нашем «реальном» мире есть аналогичное ограничение. Речь идет о пределе Грайзена-Зацепина-Кузьмина (пределе ГЗК), который известен физикам еще с 1966 года. Это теоретический верхний предел энергии космических лучей от отдалённых источников.

Конечно, точность расчетов еще необходимо подтвердить экспериментально. А сделать это можно будет лишь тогда, когда компьютеры станут достаточно мощными, чтобы построить модель пространства. Но если числовое значение виртуального ограничения совпадет с реальным числовым значением предела ГЗК, у нас появится еще один повод научно сомневаться в реальности нашего мира.

Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: