Компании подобны живым организмам. Они рождаются и умирают, растут и болеют. И, само собой, у них бывают «психологические кризисы». Даже у самых популярных и известных.
В истории Tesla Motors был экзистенциальный кризис. В 2008 году компания находилась на грани банкротства и всерьез задумывалась о целесообразности дальнейшего существования.
Похоже, сегодня компанию настиг новый кризис – первый в ее истории кризис идентичности. Вопрос «Быть или не быть?» уже не поднимается. Вместо этого Илону Маску и его соратникам предстоит ответить на вопрос «А что же мы делаем?».
Кризис усилился на фоне катастрофы, которая произошла в мае этого года. Напомним, тогда автомобиль Tesla Model S на автопилоте въехал под многотонную фуру. Водитель погиб. Недавно автопилот привел к еще одной аварии, данные по которой сейчас активно изучает Национальное управление по безопасности движения автотранспорта США. Но всё это – лишь одна из сторон кризиса.
Истинная его причина состоит в том, что Tesla Motors просто не хочет больше быть автомобильной компанией.
Генеральный план
Конечно, Tesla Motors никогда и не хотела быть автомобильной компанией, по крайней мере, в привычном смысле этого слова. Илон Маск еще десять лет назад давал понять, что основная задача Tesla – перевести человечество с использования ископаемого топлива на более надежный источник энергии. Электромобили – естественный элемент этого генерального плана.
Тем не менее, в последние годы Tesla Motors начала восприниматься как еще один автопроизводитель. Один из самых инновационных, но отнюдь не самый большой и успешный в мире.
Компания напомнила о том, что не стоит в одном ряду с Ford или Honda, когда начала разрабатывать автомобильный автопилот. Таким образом Tesla снова превратилась в двигателя прогресса.
Революция автопилота
Автопилот Tesla, действительно, совершил революцию. Во-первых, удивляет сам способ, которым он был создан и внедрен. Компания оснастила свои автомобили аппаратной частью, отвечающей за беспилотное вождение, задолго до релиза программной части. Это позволило включать и выключать обновление централизованно. Подобным же образом выходят обновления мобильных операционных систем. Вы легли спать, оставив в гараже обычный автомобиль, а когда проснулись, он уже научился ездить без посторонней помощи.
Автопилот Tesla стал самым совершенным для своего времени. Никакой продвинутый круиз-контроль не мог сравниться с ним. Что еще важнее, автопилот Tesla стал самым доступным.
Даже сегодня, после первого летального инцидента, Tesla утверждает, что предложенная технология беспилотного вождения все еще намного безопаснее непосредственного управления автомобилем. Несмотря на это, общественность напугана и впервые начинает сомневаться в автопилоте.
Выбор пути
Компания Tesla оказалась в непростом положении. Конечно, после такого любая компания Кремниевой долины испытывала бы трудности, но ни у какой другой технологической компании, включая Apple, нет продукта, который разгоняется до сотни километров в час за три секунды.
Tesla Motors – уникальная компания, которая решает реальные физические проблемы, а не просто производит очередные гаджеты или сервисы. И, похоже, именно серьезность и важность проводимой работы, провоцирует тот самый кризис идентичности, который мы можем наблюдать сегодня. Компании предстоит определиться с тем, кем она намерена быть – автопроизводителем, энергетическим гигантом или технологическим мессией, который ведет все человечество в будущее.
Пожалуй, единственное, что на данный момент кажется очевидным – Tesla будет оставаться Tesla лишь в том случае, если продолжит двигать технологический прогресс. И, вероятно, что так оно и будет. А вот в какой форме будет все это происходить – покажет будущее.