Еврокомиссия готовит очередную реформу, чтобы пошатнуть доминирующее положение Google
В сентябре Еврокомиссия представит проект реформы авторского права. Как мы уже писали, идея в том, чтобы новостные агрегаторы и поисковые системы платили авторам за публикацию их текстов.
Евросоюз намерен предоставить издателям эксклюзивные права на весь их контент. После введения такой нормы поисковые системы и агрегаторы должны будут согласовывать условия использования информации с ее поставщиками.
В чем проблема?
Целью подобной инициативы, по мнению Financial Times, является попытка пошатнуть доминирующее положение крупных компаний вроде Google. Ведь ленты новостей от Google, «Яндекс» и Yahoo! – главные источники новостей. При этом, контент, который они используют, бесплатный.
В Еврокомиссии не согласны с подобным походом к вопросу и считают, что за размещение даже малого фрагмента текста необходимо платить.
Проще говоря, эта поправка позволит получать авторские отчисления за использование контента не только авторам текстов, но и информационным агентствам. Ведь последние также являются правообладателями новостей.
Для примера, согласно украинскому законодательству, а именно статье 26 Закона Украины «Об информационных агентствах», цитирование материалов новостных агентств допускается. Цитировать можно без предварительного согласия, но в объеме не более одного абзаца и с обязательной прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на сайт агентства не ниже, чем во втором абзаце текста.
В то же время, весь контент, опубликованный агентством – его собственность. И любое копирование, в том числе и отдельных его частей, без предварительного письменного согласия со стороны агентства строго запрещается.
Кому нужна реформа?
Именно необходимость уменьшения влияния на рынок крупных операторов, таких как Google, является целью предложенных Еврокомиссией изменений. Эта компания, согласно отчету ZenithOptimedia, возглавила топ крупнейших медиа-компаний в мире.
В Европе считают, что концентрация в одних руках существенной доли рынка интернет-поиска приводит к «разбалансированности» переговоров между поисковыми системами и непосредственными создателями контента.
Предложенная Еврокомиссией поправка даст обладателям авторских прав вполне существенный рычаг законодательного давления на поисковики. Вопрос только в том, согласятся ли поисковые системы выплачивать компенсации. И не окажутся ли особо предприимчивые авторы «вне» системы поиска.
Подобные попытки обязать поисковые системы платить авторам по первому же требованию в ЕС уже проваливались. Так, когда Испания ввела обязательный сбор за использование фрагментов текста, Google просто закрыла сервис Google News. В Германии, большинство авторов не поддержали инициативу Евросоюза. Их больше интересовала возможность попасть в агрегаторы, чем покинуть их.
Что об этом думает «Яндекс.Украина»?
Руководитель отдела по связям с общественностью «Яндекс.Украина» Наталья Журавлева отмечает, что вопрос намерений Еврокомиссии достаточно спорный.
«Мы не можем прокомментировать тему о Еврокомиссии – пока все на стадии слухов. Но в целом, если говорить о поисковых системах и новостных агрегаторах, то они не публикуют сами никакой информации – зато дают много трафика на сайты СМИ», - заявила она.
Так, каждый день 300 тысяч украинцев переходят с «Яндекс.Новостей» по ссылкам на первоисточники. В результате сайты украинских СМИ ежедневно получают только от «Яндекс.Новостей» 725 тыс. переходов. При этом, участие в этом сервисе – бесплатное.
Поиск «Яндекса ежедневно получает от украинцев 1,3 млн новостных запросов – примерно 5,5% ото всех запросов украинцев к «Яндексу». При этом, большая часть пользователей, которые их задали, переходят по найденным результатам на сайты СМИ.
Вот еще несколько фактов об интересе к новостям пользователей поиска «Яндекса» в Украине.
- Запрос вида [новости харькова] (в каждом городе свой) стабильно входит в топ-10 запросов к «Яндексу» в каждом регионе – в тот самый топ-10, который не меняется даже из года в год. Запросы о сайтах крупных региональных СМИ обычно попадают в топ-100 региона.
- В самые острые дни Евромайдана у «Яндекса» несколько упал поисковый трафик – зато настолько сильно увеличилось число переходов по новостям с главной страницы, что в сумме поиск + новости даже выросли. Пользователи заходили на «Яндекс» и сразу кликали на новости.
- Во время событий в Крыму в 2014 году число запросов к поиску «Яндекса» со словом [новости] или [новини] в разных регионах Украины выросло в 4-6 раз.
Напомним, ранее IGate публиковал материал о том, что расследование Еврокомиссии нашло подтверждение вины Google по делу Android.