Возможно, в будущем роботы начнут целенаправленно провоцировать у нас эмоции – по крайней мере, вести себя так, чтобы вызвать симпатию.
Университетский колледж Лондона и университет Бристоля провели совместное исследование и выяснили, что люди предпочитают роботов экспрессивных и умеющих извиняться, даже если они менее эффективны, чем безмолвная альтернатива. Люди также склонны прощать роботу ошибки, если они думают, что критика или отказ их расстроит.
В эксперименте использовался человекоподобный робот Bert2. У него есть три дисплея, отображающие глаза и рот и позволяющие изображать разные эмоции. Робот действовал по трем сценариям: первый молчал и не совершал ошибок; второй также молчал, но делал одну ошибку (и потом ее столь же тихо исправлял). Третий мог разговаривать, принимать «да» и «нет» в качестве ответов и извиняться, когда делал что-то не то, например, ронял посуду. Сценарий эксперимента предполагал приготовление омлета: робот должен был передавать человеку ингридиенты.
Хотя «разговорчивый» робот был наименее эффективным, именно его предпочитало большинство участников. Но все не так просто.
В конце диалога, робот спрашивал, взяли бы его в качестве кухонного работника. И некоторые участники затруднялись ответить «нет», даже если предпочитали более эффективный молчаливый вариант, потому что им казалось, что это расстроит машину. Один из участников испытаний рассказал: «я считал, что нужно отказать, но чувствовал себя просто ужасно. И когда лицо робота стало грустным, я почувствовал себя еще хуже, потому что робот действительно пытался делать свою работу».
Еще один человек ответил «возможно», но так как Bert2 принимает только «да» или «нет», быстро сменил свой ответ на «да». Позже, в опросе, оба этих человека подтвердили, что предпочитали молчаливого, более эффективного робота. А один из участников эксперимента записал во время эксперимента в своем блокноте «эмоциональный шантаж».
Уже доказано, что люди способны испытывать сочувствие к роботам (а также веселиться, когда они падают). Новое исследование показывает, что отношения к роботам может быть глубоким и сложным. Это зависит от более выразительных интерфейсов андроидов, и от того, как будет меняться восприятие людей.
Сейчас есть фактор новизны: мы готовы простить ошибки робота, потому что для нас это новый опыт, но в будущем это изменится. Если человек опаздывает на работу и ему нужно быстро позавтракать, вряд ли он отнесется с симпатией к роботу, разлившему молоко по всему полу.