Андрей Буренок: «Стартап – это как дворовая футбольная команда, которая хочет выиграть чемпионат мира» / Все новости / Главная

IT-предприниматель Андрей Буренок проводит в командировках и путешествиях 200 дней в году. Вот и с нами он общается по дороге в Борисполь, откуда летит на конференцию в Берлин. Последние четыре года он совмещает должность основателя тревел-стартапа TripMyDream и СЕО в Viasat Ukraine (дистрибуция каналов). О том, как ему это удается, чем стартап отличается от корпорации и как выглядит идеальный сотрудник, Андрей Буренок рассказал в интервью IGate.

 

Уже четыре года вы руководите собственным проектом TripMyDream и остаетесь СЕО в Viasat. Как вам это удается?
Я присоединился к шведской медиагруппе Modern Times Group в январе 2009 года и построил компанию Viasat Ukraine (дистрибуция каналов) с нуля. Набирал сотрудников, налаживал отношения с клиентами, занимался продажами, маркетингом, разрабатывал стратегии и внедрял их. За восемь лет работы я научился доверять людям, качественно делегировать и правильно задавать вопросы. К тому же такой опыт на одном рынке позволяет быстро принимать решения. Это как в университете: сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка на тебя. Так же и в бизнесе. Сначала ты работаешь, чтобы построить процессы и отношения, а потом бизнес возвращает плоды. 

Рано или поздно придется выбирать. Как думаете?
Мы ежедневно делаем выбор: свернуть налево или направо. Viasat – моя родная компания. Люди, которые в ней работали и работают, мне очень близки. Мы дружим семьями. Я отношусь к компании как своему бизнесу, поэтому требую и от себя, и от других соответствующего отношения. Этот бизнес мне очень близок.

Я научился совмещать. В команде Viasat, где я СЕО, работают еще пять человек. И они делают многомиллионный бизнес в Украине. В TripMyDream я идейный вдохновитель, сооснователь. Отвечаю также за продукт, маркетинг и продажи и максимально стараюсь делегировать.

У меня есть правило: если команда до 10 человек и бизнес растущий, то нужно делегировать там, где ты слабый и некомпетентный. От 10 - делегируй там, где сильный. В команде более 50 человек задача руководителя – настроить процессы так, чтобы внутри компании развивались лидеры, разделяющие ценности, миссию и цели компании, и растили таких же лидеров внутри своих команд.

Джобс говорил, что нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать, что им делать...
Понятия не имею, что говорил Джобс, но по-своему опыту могу сказать, что везде есть полярности, белое и черное. Без тьмы свет не смог бы себя познать. Нужно находить между ними баланс. Очень часто крутые профессионалы приходят и ничего не могут сделать. А могут прийти неопытные специалисты и круто выполнить задачу, потому что не были замкнуты в рамки.

И каких людей нанимаете?
У меня есть правило, которое я сформулировал, исходя из опыта и ошибок. Я всегда стараюсь брать в команду людей уровня A+. Это сочетание мотивации и перформанса. Самое ключевое – это мотивация, отношение человека к задачам компании. Второе – перформанс – эффективность, работа на результат. Так вот если у человека очень крутой перформанс, то есть эффективность, но он не разделяет ценности компании, ему точно не место нами рядом. Если у кандидата средненький перформанс, с которым можно поработать, и классная мотивация, он должен остаться. Мы будем стараться ему помочь. Идеально, когда у человека оба качества на должном уровне. 

Как часто приходят такие «идеальные» сотрудники?
Вчера пришла девушка на должность дизайнера. Так получилось, наш главный дизайнер не мог провести с ней встречу. Мы с Тарасом Полищуком, вторым сооснователем TripMyDream, с ней побеседовали. Уже через полчаса я точно понял: хочу, чтобы она присоединилась к нам. И вторые полчаса встречи не она пыталась понравится, а я пытался сделать так, чтобы она пришла работать к нам.

Что для вас стартап, и чем он отличается от корпорации?
В корпорации прописаны все бизнес-процессы, есть должностная инструкция, строгий KPI, соцпакет. Тебе могут оплатить обед, почесать за ухом, сделать массаж. В стартапе все совсем по-другому. Стартап – это как дворовая футбольная команда, которая хочет выиграть чемпионат мира. Для победы ей нужно тренироваться, понимать, что как работает, учиться и делать. Я проработал в таких крупных корпорациях, как Samsung, «ТНК-ВР Украина» и других, 13 лет. Мне тоже не всегда просто. Я привык к одному, а здесь все совсем по-другому.

Многие стартапы работают удаленно. Как вы относитесь к этому тренду?
Мы долгое время работали удаленно. В январе 2016 года решили, так больше не может продолжаться. У удаленной команды есть ряд недостатков. Во-первых, происходит десинхронизация процессов, нет общего видения. Во-вторых, нет единой скорости. И, наконец, люди не общаются между собой, не создают синергию, а между сотрудниками должен быть фан. Сейчас ключевые специалисты работают в офисе, а блогеры, SEO-авторы, журналисты – удаленно. Учитывая, что 200 дней в году я вне офиса, со мной тоже научились работать удаленно.

У нас очень сложное технологическое решение, которое не построишь на удаленке. Каждый день мы видим перед собой огромный челлендж, который включает в себя еще 20 групповых челленджей, в каждом из которых еще по 10. C каждого челленджа формируется задача. Например, нам нужно хранить сотни терабайт данных. И теперь мы думаем, как построить своего «крысолова» (сериал «Кремниевая Долина»), сжимать данные и обрабатывать их, чтобы не платить большие деньги за сервера. На удаленке очень сложно сесть и вместе решить такие вопросы.

Как распределяете роли и задачи с партнером Тарасом Полищуком?
Я отвечаю в целом за весь бизнес. Тарас отвечает за техническую часть. Долгое время мы оба отвечали за продукт. Это нам мешало. С тех пор, как мы перешли на скрам, я продакт оунер, а Тарас – скрам-мастер. Так работать гораздо удобнее.

Вы друзья?
Более того, мы - семья. Я крестный отец его дочери.

Как совмещаете рабочие отношения и дружбу?
Я не могу сказать, что у нас есть рабочие отношения. У нас есть общая цель, и она – неотъемлемая часть жизни. Мы получаем удовольствие, потому что делаем то, что любим, то, что нас вдохновляет.

Вы готовы уступить место СЕО другому человеку, если в этом будет необходимость?
Буквально вчера говорил команде, что приходит момент, когда фаундеру нужно отойти от проекта, стать визионером и нанять профессионального СЕО. Сейчас я не только СЕО, я отвечаю за продажи, маркетинг и юридические вопросы. Соответственно, где-то что-то страдает. Во-первых, ресурсы не позволяют нам нанять стороннего человека, а во-вторых, я привык многие вещи сначала пропускать через себя, а потом отдавать людям и контролировать. На данном этапе наемный СЕО нам не нужен. Нам нужны другие профессионалы. Я долго ищу гроус хакера, который придет со своим видением, поверит в продукт, сделает его прибыльным, масштабирует на украинском и зарубежных рынках.

На чем сейчас сосредоточена команда TripMyDream?
Наш основной продукт, поисковик путешествий, комбинирует перелеты и отели и находит решение под определенный бюджет. Его последний релиз был в мае 2015 года. Через месяц мы сделаем новый релиз, основанный на другой технологии, с другим интерфейсом. Второй продукт – первый украинский агрегатор билетов на авиаперелеты. По сути, это аналог skyscanner и подобных сервисов. В Украине мы сделали подобное первыми. Сервис помогает находить лучшие авиабилеты и продавца. Мы работаем над третьим продукт. Это – выбор отелей, основанный на контенте booking.com, но с дополнительным функционалом.

Когда планируете выходить на зарубежные рынки?
Некоторые наши технологии уже сейчас тестируются на зарубежных рынках. Я подписал соглашение о неразглашении, поэтому не могу сказать, где именно.

В чем сложность выхода на зарубежный рынок?
Если партнеров нет, нужно искать источники трафика. Бесплатный трафик придет не сразу, точно не на первом и не на втором этапе. Возможно, на третьем, если грамотно сделать SEO, PR и о проекте напишут СМИ. Пользователи придут, но их все равно нужно возвращать, потому что люди путешествуют один раз в год. Это не спонтанная, а продуманная покупка. Поэтому важен партнер, который может привести трафик.

Если выходишь на новый рынок, нужно много вкладывать в трафик, продвижение и, лояльность к бренду. Мы в свое время решили не привлекать венчурные деньги потому, что мы бы их просто проели на трафик и бренд. Когда привлекаешь венчурные деньги, становишься похож на наркомана. Тебе надо все больше и больше. Интереснее иметь партнера, который дает трафик, опыт, контракты и экспертизу. Мы пытаемся играть в эту историю. Но не отказываемся от венчуров.

В марте вы выиграли в конкурсе тревел-стартапов и получили инвестиции в размере $500 тыс. Что дала эта победа?
Мы участвовали в конкурсе стартапов, который организовывал Seedstars Summit. TripMyDream отобрали в десятку лучших стартапов мира. По итогу нас признали лучшим тревел-стартапом по версии Seedstars с возможностью получения инвестиций в размере $500 тыс от компании lastminute.com.

Комментировать получение и сумму инвестиции я не могу по соглашению. Но это очень сильно поменяло жизнь нашей компании, проявило интерес рынка. Мы получаем много интересных предложений о партнерстве. Например, сейчас я лечу в Берлин на конференцию Amadeus. Там будет выступать вице-президент Alibaba.

Для нас это было важно потому, что наш труд был признан венчурными инвесторами в тревеле. Они верят в будущее именно таких технологий, как наша, верят, что нужно менять опыт людей, давать им новые продукты, которые в будущем станут массовыми.  

Самое ценное – это  признание игроков рынка и рекомендации, как развиваться дальше.

Как происходит процесс налаживания партнерских отношений?
Очень сложно найти партнера, когда нет рабочего бизнеса, а есть идея. Но я не побоялся, и когда у нас еще не было готового продукта, нашел в LinkedIn СЕО Booking.com, написал ему письмо и скинул презентацию. Через два дня он ответил и сказал, что со мной свяжутся. Прошла неделя – никто не связался. Я напомнил. Он попросил прощения и тут же с нами связались замечательные люди – Ирина, Ксения и Никита. Мы с ними крепко подружились. Они позвали нас к себе в Амстердам, провели двухдневный воркшоп и рассказали о компании. Вот такой был первый опыт подключения ключевого партнера. Потом было много других. Сейчас их больше 10. С некоторыми мы полтора года согласовывали договора. С другими очень долго не можем технически состыковаться. Требуются доработки api, интеграции, новые методы и т.д. Процесс непростой, но мы им занимаемся с момента зарождения идеи, поэтому когда у нас появился рабочий проект, у нас уже были партнеры, и мы знали, как с ними работать.

Как эти партнеры реагируют на то, что проект украинский и команда находится в Украине?
Никто никогда не спрашивал, где мы находимся. Я вообще гражданин мира. Я родился в Украине, люблю свою страну, но не привязан к месту.

Вы рассматриваете вариант переехать?
Я живу моментом, у меня есть видение жизни. Я позволяю жизни вносить свои коррективы. Если произойдет так, что мне нужно будет куда-то переехать, то отнесусь к этому, как следующему шагу, который нужно сделать и двигаться дальше.

Если глобальная корпорация вроде Google захочет купить ваш проект, как вы поступите?
Мысли материальны, но я еще об этом не думал. Возможно, когда-то захочу, чтобы именно они нас купили. Кстати, Google – единственный, кто делает решение, похожее на наше. Нас это подстегивает, нам это нравится. Возможно, они что-то сделают первыми, возможно, мы. Приятно, что есть на кого равняться. 

Вы чувствуете в себе силы конкурировать с Google?
Я чувствую в себе силы не конкурировать с Google, а брать от жизни максимум. Жизнь дает столько сил, сколько нужно.

Фото из Facebook и от gate business photo 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: