Мир высоких технологий открыл человеку легкий доступ к практически любому знанию. Сегодня, натыкаясь в книге на незнакомый термин, мы можем узнать его значение за несколько секунд, просто задав соответствующий вопрос поисковой системе.
Если бы нам приходилось иметь дело исключительно с бумажными источниками информации, процесс узнавания чего-то нового был бы более сложным. К примеру, если бы нас заинтересовал незнакомый философский термин, нам было бы необходимо найти подходящую книгу, затем – отыскать в ней нужную главу, а потом – прочитать немало текста для получения всеобъемлющего ответа на свой вопрос.
В общем, на первый взгляд, мир изменился к лучшему. Но в последнее время мы все чаще можем наблюдать возрастающее беспокойство ученых. Исследования неврологов демонстрируют, что из-за больших объемов «внешней памяти», наш собственный органический мозг становится более забывчивым.
Эффект Google
Давно прошли те дни, когда нам было необходимо запоминать имена, телефоны и дни рождения. Сегодня подобная информация всегда под рукой благодаря смартфону. Какие-либо Энциклопедические данные также не нужно хранить в голове – ведь для этого есть интернет. Всё это здорово, но побочным эффектом такого «внешнего хранения» является то, что мозг преднамеренно избавляется от информации, которую считает лишней.
В 2011 году учеными нью-йоркского Колумбийского университета были опубликованы результаты крупного исследования «Влияние Google на память: когда информация всегда доступна».
Исследователи разделили студентов на две группы и предложили запомнить им некоторое количество фактических данных. Сразу после этого одной из групп сообщили, что эту же информацию, в случае чего, они смогут подсмотреть в интернете. Вторая группа была вынуждена полагаться только на собственную память.
Спустя некоторое время выяснилось, что вторая группа запомнила факты намного лучше первой. Так был впервые обнаружен интересный психологический феномен, уже получивший название «Эффект Google». Эффект заключается в том, что человек, знающий, что он может в любой момент получить доступ к определенной информации, перекладывает ответственность за хранение этой информации на внешний источник. Как только студенты первой группы узнавали, что факты в их голове также есть в интернете, вся эта информация условно помечалась как «неважная» и быстро забывалась.
То есть, проблема Эффекта Google заключается не в том, что из-за технологий мозг начинает запоминать информацию хуже. Проблема в том, что он начинает удалять ее из памяти преднамеренно. Вместо самого важного факта запоминается способ его поиска.
Коллективная память
Эффект Google – не повод начинать паниковать. Ученые утверждают, что человеческий мозг никогда не был особенно хорош в запоминании большого количества информации. Задолго до появления интернета и поисковых систем человек всё так же перекладывал ответственность за запоминание информации. Только роль гаджетов и сети выполняли другие люди. Речь идет о том, что в социальной психологии именуется термином «трансактивная память».
Трансактивная память – коллективная память семьи, племени или небольшой группы друзей. Работает она примерно так же, как вышеупомянутый эффект Google. Зная, что один член группы обладает знаниями в определенной сфере, другие предпочитают эту информацию не запоминать. Особенно хорошо эффект трансактивной памяти можно наблюдать у романтических партнеров. Как правило, люди, состоящие в романтических отношениях, хорошо осведомлены о знаниях своего партнера, а потому не запоминают то, что уже известно партнеру.
С появлением интернета и поисковых систем люди начали воспринимать в качестве своего партнера по памяти весь интернет целиком. Процесс поиска информации в Google в этом случае воспринимается как процесс вспоминания чего-либо.
К чему может привести эффект Googlе
Ученые пока не пришли к единому мнению на счет того, к чему приведет человечество новая коллективная память. Американский психолог и писатель Николас Карр, к примеру, считает, что люди становятся глупее, ведь их собственные знания становятся чересчур обрывочными и поверхностными. В своей знаменитой книге «Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами» Карр утверждает, что фрагментация знаний часто приводит к игнорированию их контекста. «Мы не видим даже деревьев, мы видим ветки и листья», – утверждает писатель.
Но существуют и альтернативные точки зрения. Джамис Каскио, антрополог из Калифорнийского университета, считает, что технологии делают человека умнее. Как ни удивительно, с ним согласны и авторы оригинального исследования 2011 года. По их словам эффект Google не делает нас глупее, но просто разгружает внутренние «жесткие диски» в нашем мозгу для запоминания чего-то по-настоящему важного.
Имена, почтовые индексы, дни рождения, номера телефонов или даты каких-то исторических событий – совсем не та информация, которая определяет человеческий уровень интеллекта. Но понимание неких идей, образов или концепций остается с нами независимо от того, храним мы факты в голове или в смартфоне.
Умение творить и создавать что-то новое во многом зависит именно от этих идей и образов, а не от конкретных цифр. Потому и умственная деградация человечеству пока не грозит.