Кибернетическое сочувствие. Как роботы превосходят людей эмоциональным интеллектом / Все новости / Главная

Уже не одно десятилетие человечество мечтает о создании роботов, которые бы понимали и умели испытывать человеческие эмоции. Эта тема неоднократно обыгрывалась в многочисленных фильмах и научно-фантастических романах. Конечно, заставить компьютер чувствовать – задача не из легких. Но это вовсе не означает, что машина не может научиться понимать и анализировать человеческие эмоции. Как показывает практика, машины уже сейчас способны демонстрировать вполне человеческий уровень эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект без эмоций

Эмоциональный интеллект (ЭИ или EQ) – способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей. Это может показаться парадоксальным, но именно отсутствие в компьютерах собственных эмоций может сделать их невероятно чувствительными к эмоциям органических существ. Эмоциональный интеллект роботов даже может превзойти человеческий. Ведь люди порой плохо считывают эмоции окружающих и принимают за чистую монету даже неприкрытую ложь.

По словам профессора психологии из Университетского колледжа Лондона Томаса Чаморро-Премузика, роботам не обязательно уметь чувствовать, чтобы действовать в соответствии с эмоциональным интеллектом. Даже в людях высокий уровень ЭИ, как правило, соседствует с низкой эмоциональностью. Ведь высокий уровень эмоционального интеллекта позволяет человеку подавлять собственные импульсы и действовать рационально.

Современные сенсоры уже позволяют сегодня машинам замечать и интерпретировать эмоции, «написанные» на человеческом лице. Не менее успешно машины могут анализировать жесты или интонацию. Все это позволяет создавать интеллектуальные системы, прекрасно разбирающиеся в чувствах. Сферы применения такого инструмента практически безграничны.

Управление

В напряженной атмосфере Уолл-стрит биржевые маклеры ворочают миллионами долларов своих работодателей. Опасные решения, принимаемые за доли секунд, могут стоить человеку состояния или карьеры. В подобных условиях эмоциональное состояние сотрудников может существенно повлиять на эффективность работы. Тем не менее, по сей день во многих отраслях экономики и производства культура управления никоим образом не учитывает эмоции персонала.

Лишь недавно ведущие банки мира, такие как JPMorgan Chase и Bank of America, начли совместно с технологическими компаниями внедрять у себя системы оценки эмоционального состояния сотрудников. Хотя, на первый взгляд, это может выглядеть как следка из романа Оруэлла «1984», исследователи утверждают, что подобный контроль будет полезен как для предприятий, так и для самих работников.

Аккуратное вождение

Системы распознавания эмоций могут найти применение в беспилотных автомобилях. К примеру, если пассажир испугается какого-то маневра, автомобиль может распознать этот испуг и начать ехать более аккуратно и плавно.

На данный момент уже существует стартап BRAIQ, разрабатывающий подобную систему. Компьютер должен будет учитывать эмоциональное состояние людей в салоне и подбирать наиболее подходящий ситуации стиль езды.

Обслуживание клиентов

По-настоящему полезной система отслеживания эмоций может стать  в сфере обслуживания клиентов. Стартап Cogito разрабатывает систему, в режиме реального времени анализирующую телефонные разговоры между клиентами компаний и сотрудниками колл-центров. Система распознает эмоции клиента и подсказывает агенту, когда следует начать говорить сочувственнее, а когда, к примеру, уместно пошутить. Как показывает практика, эффективность таких переговоров реально повышается.

Охрана правопорядка

Правоохранительные органы всего мира все еще пользуются полиграфами - «детекторами лжи», учитывающими пульс, дыхание и прочие физиологические данные человека, отвечающего на вопросы. Но, по словам экспертов, настоящий профессионал способен обмануть такую машину.

Похоже, что очень скоро на замену полиграфу придет компьютер, безошибочно распознающий ложь по интонации, поведению и выражению лица. Такую технологию уже создал стартап Nuralogix. Система считывает мельчайшие сигналы, не улавливаемые человеческим глазом или ухом. Испытания уже показали, что умный «детектор лжи» Nuralogix намного точнее обычного полиграфа.

Войны с машинами не будет

Еще в прошлом году, рассуждая о том, чего ждать простому пользователю от искусственного интеллекта, мы предположили, что разумной машине будет очень легко влюбить в себя человека. Похоже, наше предположение оправдывается в полной мере.

Сегодня мы очень часто говорим об «искусственном интеллекте», но будем откровенны: современные компьютеры еще и близко не подобрались к обладанию полноценным разумом и самосознанием. Тем не менее, даже эти неразумные системы умеют читать людские эмоции лучше самих людей.

А теперь представьте на секунду, что ученые совершили прорыв, и на смену мертвому искусственному интеллекту пришел живой искусственный разум. Имея доступ к инструментам чтения эмоций, такая машина сможет манипулировать буквально любым человеком на земле. Перспектива довольно пугающая, но есть в этом и плюс. Война с разумными роботами нам не грозит. Ведь искусственному разуму с абсолютным эмоциональным интеллектом будет куда проще влюбить в себя всё человечество.  

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: