После того, как компания LG выпустила смартфон G6, пришлось добавить в наш технический словарь выражение «формат 18:9». Что это такое, почему бы не сократить 18:9 до 2:1 в соответствии с законами математики и при чем тут Чарли Чаплин? Рассказываем.
Один из главных параметров смартфонов – их экран. У Pixel 5-дюймовый экран, а у Galaxy Note 5 5.7-дюймовый и так далее. Но это не длина или ширина экрана, а его диагональ. Кстати, точно так же мы измеряем размеры экранов ноутбуков или телевизоров.
Ширина экрана Note 5 – 2,795 дюймов (около 7 см), длина – 4.96 дюймов (12,6 см). При помощи теоремы Пифагора мы можем узнать, что диагональ при этом 5.7 дюймов. Это мы в сантиметры переводить уже не будем, так как размеры экранов традиционно измеряются в дюймах, и дальнейшие вычисления тоже будем проводить в них. Если захотите перевести в метрическую систему – просто вспомните, что дюйм это 2,5 см.
В общем, диагональ – это хороший способ измерить габариты экрана, не называя длину и ширину. Одну цифру вместо двух намного удобнее печатать в рекламе, да и звучит загадочней. Что же до формата – это отношение между шириной и высотой, приведенное к целым числам.
Если мы разделим 4.96 на 2.795, мы получим 1,77, а в целых числах это можно выразить как 16:9. Также формат можно вычислить из разрешения экрана. Разрешение, необходимое для Full HD – 1920×1080. Поделив эти числа, приходим к тому же 1,77 или 16:9. А откуда взялся такой формат?
Причем тут Чаплин
Давным-давно, в эпоху зарождения кино, Чарли Чаплина и других звезд немого кино снимали на физическую пленку. У каждого кадра этой пленки была ширина 35 мм, а длина – четыре перфорации, дырочки по краю пленки, используемые для перематывания. С учетом габаритов этих дырочек, получалось, что итоговые кадры имели формат 4:3. На заре эпохи телевидения 4:3 было стандартом для формата экрана – чтобы не показывать темных полос по краю. Но спустя некоторое время к нам пришли электронные копии фильмов и широкие экраны.
Широкие экраны
Широкоэкранное кино было принесено нам как финансовыми, так и техническими соображениями. Нельзя же так просто взять и сохранить один формат и для кино, и для телевидения! В общем, киносъемки в итоге пришли к соотношениям 1,85:1 для обычного кино и 2,39:1 для анаморфированного. Телевидение сохранило соотношение 4:3 для обычного видео и приобрело 16:9 для HD. Кстати, киноформат 1,85:1 численно очень близок к 16:9, поэтому новые фильмы очень легко переформатировать для выпуска на дисках Blue Ray.
Новое слово: FullVision
Вот мы и добрались до 18:9 нового LG. Да, по сути это соотношение 2:1 – длина дисплея вдвое больше его ширины, он состоит как будто из двух склеенных квадратов. Но LG выбрала название именно 18:9 для того, чтобы оно звучало похоже на 16:9 и всем сразу становилось понятно, что этот экран еще шире. Маркетинговый ход, все как обычно.
Разрешение экрана у G6 2880 на 1440. Производитель утверждает, что «вдохновлялся» киноформатом Univisium, который тоже снимается в 2:1. На текущий момент большинство фильмов все еще производится в 16:9. То есть когда вы будете смотреть кино на новом смартфоне, у вас по краям экрана останутся черные рамки, но некоторые уже снимают в 2:1. Так, в этом формате был снят фильм «Мир юрского периода» и выходят сериалы «Карточный домик» и «Очень странные дела». У приложений Android с новым форматом не будет проблем – ведь они создаются хорошо масштабирующимися.
Что радует в новом формате, так это его ширина. При такой же диагонали дисплея, как у Note 5, смартфон G6 намного уже и удобнее для управления одной рукой (заодно он уже чем Pixel XL и Galaxy S7). Будет интересно наблюдать за тем, станет ли новый формат успешен и насколько быстро на него перейдут другие производители – мы надеемся, что это произойдет быстро, нам хочется держать смартфон одной рукой, а не двумя!