Мы живем в удивительном мире. Конечно, в нашем 2017 году мы все еще не взмываем в небо в летающих автомобилях, как предсказывали фантасты середины 20 века. Зато мы уже сейчас строим автомобили, способные передвигаться самостоятельно. Искусственный интеллект из технологического мифа становится ближайшей перспективой. Интернет объединяет все человечество в единую коммуникационную сеть. Даже такая привычная технология как телевидение постепенно уступает место стриминговым сервисам, где зритель сам решает, что и когда ему смотреть.
Вообще, практически все, от телепередач до продуктов из магазина сегодня доступно по первому требованию пользователя. Тем не менее, не похоже, чтобы все это делало человека счастливым. К примеру, согласно отчету World Happiness Report, США, страна, где электронные услуги и технологии находятся на очень высоком уровне, находится лишь на 15 месте по уровню счастья. Более того, за последние 10 лет Штаты потеряли в этом рейтинге несколько позиций.
Почему же «счастье по первому требованию» не работает? За последние 10 лет мы увидели более интенсивное развитие технологий, чем за 100 лет до этого. Похоже, человечество вплотную подобралось к тому, чтобы решить любые логистические проблемы. Не означает ли это, что человек, способный в кратчайшие сроки заполучить то, что он хочет, должен стать счастливее?
Счастье по первому требованию
Стимуляция нужных участков мозга может заставить человека получать удовольствие
В начале 2014 года мировые СМИ начали активно рассказывать о необычном устройстве под названием «оргазматрон», запатентованном доктором Стюартом Мелоем. Устройство пока так и не было воплощено в реальности. Оно представляет собой имплантируемый в тело человека блок, подключаемый непосредственно к нервам спинного мозга. По команде блок подает импульсы и заставляет человека получать удовольствие. Практическая реализация этого проекта требует огромного количества бюрократических согласований и клинических испытаний. Тем не менее, доктор Стюарт Мелой - не первый, кому приходит в голову такая идея. Еще в 1950-х доктор Роберт Габриэль Хит по заказу ЦРУ экспериментировал с подачей электрических импульсов на участки головного мозга пациентов, стимулируя их центр удовольствия и подавляя агрессию.
Американский и испанский нейрофизиолог Хосе Мануэль Родригес Дельгадо имплантировал в мозг быка устройство, позволяющее удаленно контролировать поведение животного.
Со временем развитие психотропных препаратов и других лекарств, не предполагающих хирургического вмешательства, поставило точку в подобных экспериментах. Тем не менее, сама идея существования технологии, заставляющей человека испытывать удовольствие по нажатию кнопки, существует уже более 60 лет.
Делает ли технология нас счастливее?
Современные технологии делают людей счастливее и несчастнее одновременно. К примеру, если рассматривать развитие медицины в отдельности, то можно определенно говорить о технологиях, как о предвестнике счастья. Так, в Европе в эпоху до индустриальной революции два человека из трех умирали в возрасте до 30 лет. Сегодня средняя продолжительность жизни в Западной Европе составляет 79 лет для мужчин и 84 года для женщин. Большинство людей не против быть живыми, соответственно, медицинские технологии делают их счастливее.
Медицинские технологии, определенно, повышают уровень счастья
С другой стороны, как показывают исследования, люди становятся несчастнее, когда вынуждены довольствоваться тем, что имеют и сравнивают себя с другими. Постоянное появление новых технологий потрясает воображение, но ежегодная гонка за обновлениями приводит к тому что человек постоянно ощущает себя неудовлетворенным и жаждет чего-то нового.
В конце девяностых идея индивидуальных устройств для навигации казалась настоящей фантастикой. Сегодня вся орбита утыкана спутниками, а в каждом смартфоне есть GPS-модуль. Это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, а вот отсутствие такой технологии под рукой уже способно поставить пользователя в тупик. То же самое можно сказать про мобильные телефоны или портативные камеры. По сути, мы можем наблюдать за явлением, которое в психологии называют «гедонистической адаптацией». Речь идет о тенденции человека придерживаться относительно стабильного уровня счастья. В современных условиях это означает, что для ощущения счастья нам все время нужно больше - более новые технологии, более высокая зарплата и т.п.
К слову, довольно интересно складывается и ситуация с работой. В исследовании Джеймса Суровецки «Технологии и Счастье», опубликованном в журнале Technology Review, автор пишет: «Рабочее место - главный элемент для чувства благополучия людей. Для них он важнее чего бы то ни было, даже важнее семьи. Исследования показывают, что ничто - даже развод - не делает человека более несчастным, чем безработица». Суровецки указывает на парадоксальный факт. Промышленная революция автоматизировала многое в сельском хозяйстве, позволив значительному количеству людей перестать работать на земле. Эти люди были вынуждены отправиться в города и работать на производстве, получая более высокие зарплаты, но при этом становясь все более несчастными.
Новые исследования указывают на то, что люди получают комфортную работу более высокой зарплате, пока удовлетворены их базовые потребности. Также мы наблюдаем за тем, что коммуникации позволяют большому количеству людей работать удаленно или заниматься фрилансом, и такие люди, как правило, счастливее своих коллег в офисах. В общем, маятник технологии продолжает делать людей счастливыми и несчастными одновременно.
Что же делает нас счастливыми?
Покупки - тоже наркотик
Всем знакомо выражение «за деньги счастья не купишь». Как показывают исследования, оно справедливо лишь отчасти. Сегодня мы живем в обществе, где доминирует консьюмеризм. Огромное количество компаний работает над тем, чтобы вынудить людей покупать больше, и над тем, чтобы сделать опыт покупок максимально комфортным и приятным. Сюда же можно отнести все бесчисленные сервисы «по требованию», о которых мы говорили в начале.
Почему все это работает? Как выяснили ученые, приятные чувства, которые испытывает современный человек от покупки какой-либо новой вещи, не так уж сильно отличаются от кратковременной эйфории, которую люди испытывают от наркотиков. Или от чувства новой влюбленности.
Британские ученые провели любопытное исследование. Они попытались выяснить цену любви. Для этого они пытались проанализировать уровень счастья человека, который впервые слышит признание в любви, и сопоставить эти данные с уровнем счастья, который испытывает человек от получения крупной суммы денег. Как показало исследование, одно «Я тебя люблю» эквивалентно примерно $267 тыс. Обратите внимание, данные справедливы для Британии. В нашей стране, где уровень жизни значительно ниже, сумма, вероятно, была бы поменьше.
Все эти данные вполне согласуются с научным утверждением о том, что любовь - просто химическая реакция. Но означает ли это, что какой-либо химический препарат или технология могут сделать человека счастливыми? Отчасти. Но тут следует упомянуть еще одно интересное исследование.
По официальной статистике, 12% американских солдат во Вьетнаме употребляли героин. Но после после возвращения домой 95% употреблявших не испытывали ни малейших признаков привыкания и не имели проблем с наркотиками в дальнейшем. Это вполне согласуется с традиционным экспериментом, в котором крысу помещали в клетку с двумя емкостями с водой. Одна вода чистая, другая - с добавлением наркотика. Оставаясь в одиночестве, крыса быстро подсаживается на наркотик и умирает. Но если поместить ее в социальную среду, где она сможет общаться, нормально питаться и строить отношения с другими крысами, к наркотику она даже не притрагивается. Человек - такое же социальное животное. Этим и объясняется феномен вьетнамских солдат. После возвращения к нормальным условиями жизни, потребность в употреблении героина отпадала у них сама собой.
Счастье в других людях
Для счастья человеку нужен кто-то для общения. Или, по крайней мере, что-то
Роберт Уолдингер, четвертый руководитель одного из самых продолжительных научных исследований в области счастья, что хорошие отношения с другими людьми делают человека более счастливым и здоровым. Причем этот эффект не является краткосрочным, как в случае с химией, «оргазмотроном» или другими способами компенсации. Исследование, которым руководит Уолдингер, длится с 1938 года. Оно наблюдает за жизнями 724 мужчин, разделенных на две группы. Одна группа - богатые выпускники Гарварда, другая - люди из самых бедных районов Бостона.
В ходе наблюдений Уолдингер видел, как люди из этих групп переживали различные кризисные ситуации, спускались и поднимались по социальной лестнице. В результате он пришел к выводу, что уровень счастья в жизнях испытуемых никак не был связан с их материальным положением, уровнем жизни или с доступом к тем или иным новым технологиям. Независимо от этих факторов, изоляция делала человека более несчастным. Большое количество друзей - сказывалось на эмоциональном состоянии положительно. Но ключевым фактором было даже не количество, а качество отношений с другим людьми. Наиболее счастливыми были люди, имеющие верных друзей и любящих партнеров.
Может ли технология заменить это? Не исключено, что искусственный интеллект рано или поздно разовьется до таких высот, что сможет симулировать дружбу и любовь. Правда, последствия этого могут быть непредсказуемыми. В конце концов, огромное число людей на планете сегодня подключено к интернету и пользуется социальными сетями. Но, как показывают исследования, это лишь усугубляет социальную изоляцию и часто приводит к депрессиям и низкой самооценке. Так могут ли технологии сделать нас счастливыми? Сейчас, вероятно, не могут. А со временем - будет видно.