Если сегодня вы захотите поностальгировать, вам не придется далеко ходить. Просто загляните в интернет. Тут буквально за каждым углом можно найти фото, песню или мем, которые заставят вас погрузиться в грустные воспоминания о старых добрых временах.
Торговля ностальгией
Вы можете заметить, что сайты и приложения активно помогают пользователям ностальгировать. Например, приложение Google Photos регулярно предлагает пользователю взглянуть на фотографии, сделанные в этот день несколько лет назад. Facebook еще в 2015 году запустил функцию On This Day («В этот день»).
Функция предлагает пользователю вспомнить, что происходило в конкретный день прошлых лет на его странице. Для любителей подобных флэшбеков существует целый сервис TimeHop. Он анализирует вашу активность в социальных сетях и показывает, что вы или ваши друзья по сервису публиковали в прошлом. Даже музыкальный сервис Spotify на прошлой неделе запустил функцию Your Time Capsule («Ваша капсула времени»), которая позволяет вспомнить, какую музыку пользователь слушал в прошлом.
В общем, технологические компании принялись изо всех сил подкармливать нашу ностальгию. Зачем это им? Все просто. Ностальгия помогает компаниям продвигать свои продукты и привлекать новых пользователей. Эдакая торговля ностальгией.
Эмоциональные триггеры
Тим Уайлдшут, исследователь из Университета Саутгемптона, уже давно изучает причины и функции ностальгии. По его словам, современные интернет-предприниматели прекрасно понимают человеческую потребность в ностальгии и пытаются на этом заработать.
Впрочем, это не следует воспринимать негативно. Еще сто лет назад молодая психиатрия рассматривала ностальгию исключительно как болезнь. Но современные ученые не считают это явление чем-то негативным. «Ностальгия - сентиментальная привязанность к опыту в прошлом», - говорит Уайлдшут. И хотя чувству ностальгии часто сопутствует тоска, это можно рассматривать как положительный опыт.
Переживание воспоминаний - как положительных, так и отрицательных - имеет ряд важных психологических преимущества. «Ностальгия позволяет человеку моделировать присутствие других людей. Такое моделирование может заставить вас чувствовать себя менее одинокими и более любимыми. Даже в то время, когда вы одиноки и не имеете близких людей в непосредственной близости», - поясняет Уайлдшут. Ученые уже доказали, что даже простое воспоминание о других людях может стимулировать положительные физиологические реакции, которые человек получает от реального социального опыта.
Хранилище воспоминаний - не просто база данных, а своеобразный резерв социальных контактов. мы носим эти воспоминания с собой и воскрешаем из памяти в минуты одиночества. И именно одиночество, по словам Уайлдшута, является эмоциональным триггером ностальгии.
Потому нет ничего удивительного в том, что современные пользователи с такой охотой ищут эти маленькие крючки, способные инициировать приступы ностальгии. Фотографии и старые песни являются небольшими артефактами, которые помогают получить доступ к воспоминаниям, которые иначе оставались бы недоступными.
Этим же объясняется любовь современного пользователя к бесконечным селфи и записям в соцсетях. Это - триггеры, которые сработают в будущем. Человек делает фото с расчетом, что однажды оно позволит ему мысленно перенестись в прошлое. Уайлдшут называет такое поведение «упреждающей ностальгией».
Впрочем, важно понимать, что количество не заменяет качество. Вы можете делать сотни фотографий ежедневно, но будете по-настоящему привязаны лишь к некоторым из них. А потому в документировании каждой минуты своей жизни нет особого смысла.