На воздушном шаре невозможно улететь в космос. Зато с его помощью можно ощутимо снизить стоимость космических запусков. Исследователи Финского метеорологического института предлагают использовать для этого паровые аэростаты.
Суть идеи заключается в том, что на большой высоте сопротивление воздуха ниже. Если разгонную ракету сначала поднять на большую высоту, ей потребуется намного меньше собственного топлива для выхода на орбиту. Ранее ученые уже пытались запускать небольшие ракеты с самолетов и аэростатов, наполненных водородом или гелием. У этого метода обнаружился серьезный недостаток. Гелий в нужном объеме стоит дорого, а водород легко воспламеняется.
В недавнем исследовании Финского метеорологического института рассматривается возможность использования для этих целей горячих паровых аэростатов.
“Воздушный шар заполняется на земле горячим паром и выпускается. По мере подъема, часть водяного пара в нем конденсируется. Конденсация выделяет много скрытого тепла. Это замедляет охлаждение и помогает поддерживать оставшийся пар в газообразном состоянии. Достигнув достаточно большой высоты, ракета высвобождается и летит в космос на тяге собственного двигателя. Тем временем, шар выпускает пар и снижается на землю. После этого он может быть использован повторно”, - поясняет Пекка Янхунен, автор исследования и научный работник Финского метеорологического института.
Чтобы проверить свою концепцию, исследователи использовали компьютерную модель. Симуляция показала, что таким образом, действительно, можно поднять на высоту до 18 километров ракету весом в 10 тонн. Это - средний вес ракет, которые сегодня используются для запусков спутников. Но, поскольку ракете в этом варианте требуется меньше топлива, она будет легче. А значит, эффективность запуска возрастет.
Идея может оказаться полезной не только с точки зрения экономии. Если ракеты сжигают меньше топлива, то их запуски становятся более экологичными и меньше влияют на климат.