Ученые: “Древняя Земля была полностью покрыта водой” / Все новости / Главная

В свое время фантастический фильм “Водный мир” 1995 года критиковали за нереалистичность. Дескать, ситуация, в результате которой вся поверхность Земли окажется под водой, не может возникнуть даже гипотетически. Но теперь ученые утверждают, что подобную картину все же можно было наблюдать в далеком прошлом нашей планеты.

Ученые из Университета Колорадо утверждают, что они нашли убедительные новые доказательства того, что древняя Земля была сплошь покрыта водой, а суши просто не существовало. Результаты исследования были опубликованы на этой неделе в журнале Nature Geoscience.

Химические свидетельства водного прошлого Земли найдены в образцах древнего морского дна, обнаруженных на территории Австралии. Согласно этим образцам, когда планете было около 1,5 млрд. лет, в ее океане в больших количествах встречались изотопы кислород-18 и кислород-16. Эти изотопы можно встретить в морской воде и сегодня, но 3,2 млрд. лет назад их соотношение было более высоким.

По словам ведущего автора исследования Бенджамина Джонсона, это связано с наличием земной суши. Глинистая почва поглощает из воды тяжелые изотопы кислорода, включая кислород-18. Соответственно, в океан попадает намного меньше этого вещества. Тот факт, что в прошлом океан был насыщен кислородом-18, свидетельствует о том, что суши не существовало вовсе, либо она была представлена в виде маленьких единичных островов.

Знание о том, что Земля была водным миром, проливает свет на историю самой жизни. По словам Джонсона, сегодня научное сообщество разделено на два лагеря. Один лагерь полагает, что жизнь самозародилась в океане, около гидротермальных источников, также известных как “черные курильщики”. Другой лагерь склоняется к тому, что источником “заражения” планеты жизнью стали мелкие пруды на суше, богатые разнообразными химическими элементами. Свидетельства, обнаруженные учеными из Колорадо, разрешают этот древний спор в пользу гипотезы “черных курильщиков”.

Но, как это часто бывает, ответив на один вопрос, ученые столкнулись с новой загадкой. Если 3,2 млрд. лет назад материков не существовало, то когда, как и почему они появились?По мнению Джонсона, в определенный период истории Земли тектоника плит начала выталкивать из недр планеты большие объемы породы, которые позже превратились в континенты. Теперь, чтобы понять, как и когда это происходило, ученые планируют исследовать скальные образования в пустынях Аризоны и Южной Африки.