Главная причина, по которой летающие такси еще не парят над городами - сомнения в их безопасности. Никто не хочет, чтобы ему на голову упала тонна металла. Но эта новая машина не имеет проблем с безопасностью.
Гибрид вертолета и самолета
Аппарат, разработанный молодым стартапом Jaunt Air Mobility, на сегодняшний день можно считать самым безопасным образцом летающего городского электротранспорта. Название машины ROSA - акроним от фразы “Reduced Rotor Operating Speed Aircraft” (воздушный аппарат со сниженной рабочей скоростью ротора).
Внешне ROSA выглядит как странный гибрид вертолета и самолета. Аппарат поднимается в воздух благодаря большому ветолетоподобному пропеллеру в верхней части. Большой размах лопастей этого пропеллера позволяет снизить скорость вращения.
В отличие от вертолета, ROSA не имеет хвостового стабилизирующего пропеллера. Вращение в горизонтальной плоскости компенсируется при помощи четырех небольших пропеллеров, расположенных на самолетоподобных крыльях аппарата. Во время взлета, посадки и зависания в воздухе эти пропеллеры не дают машине сваливаться в штопор. Они же отвечают за набор и поддержание скорости при горизонтальном полете.
Во время полета на полной скорости подъемная сила создается крыльями, а не верхним пропеллером. Таким образом, в движении ROSA потребляет меньше энергии, чем при зависании на месте.
Конечно, внешне ROSA не так красива и миниатюрна, как другие “летающие такси”, созданные за последние годы. Но она в разы безопаснее их всех.
Почему ROSA - лучший вариант
Разработчики всех eVTOL (электрических летательных аппаратов вертикального взлета и посадки) сталкиваются с двумя проблемами: безопасностью и сертификацией.
С безопасностью дело обстоит печально. Практически все современные eVTOL имеют проблему. Если все их двигатели разом выходят из строя, машина камнем падает вниз. Проблему можно решить при помощи энергонезависимого баллистического парашюта, который выстреливает в случае аварии. Но парашют не успевает раскрыться, когда проблема возникает на высоте менее 35 метров. А значит, каждый раз при посадке и взлете “летающее такси” вынуждено проходить через “зону смерти”.
ROSA способна совершать безопасную посадку по тому же принципу, по которому садится вертолет с “мертвым” двигателем. Верхний пропеллер с большими лопастями обеспечивает достаточную подъемную силу, чтобы плавно опустить аппарат на землю. Управляемую посадку можно выполнить даже с полностью вышедшей из строя электроникой. Высота и скорость, на которой происходит авария, не имеет значения. Это огромное преимущество.
Вторая проблема современных eVTOL - сертификация. Вы можете создать потрясающую летающую машину. Но вы не сможете начать ее коммерческое использование, пока не получите одобрения от вездесущих бюрократов. При этом обычный самолет или вертолет сертифицировать намного проще, чем машину какого-то нового непонятного класса. А именно к “непонятному классу” относится большинство существующих eVTOL-прототипов.
С ROSA дело обстоит попроще. Специфическая конструкция позволяет отнести аппарат к классу “винтокрылов” - редких, но уже известных науке машин. Значит, и сертифицировать его намного проще. Медленный верхний ротор делает ROSA на 50-66% тише обычного вертолета, что очень полезно для городского использования.
Еще один приятный бонус - стоимость обслуживания. В верхнем роторе ROSA используются компоненты, используемые обычным вертолетом. Они просты, надежны и требуют минимума технического обслуживания. Такие характеристики явно заинтересуют компании, которые захотят создавать в городах сервисы летающих такси.
В целом, на данный момент ROSA выглядит самым многообещающим проектом на рынке eVTOL. Судя по всему, именно так будет выглядеть реальный летающий городской транспорт.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate