В 2015 году Билл Гейтс признался, что боится прихода эпидемии, к которой человечество окажется не готово. Когда журналист Vox Эзра Кляйн спросил миллиардера о его главном страхе, Гейтс рассказал о графике смертности 20 века. На этом графике присутствует три заметных скачка. Один - Первая мировая война. Второй - Вторая мировая. Скачок смертности между войнами - пандемия испанского гриппа 1918 года, которая убила примерно 65 миллионов человек. Пять лет назад Билл Гейтс признался, что боится прихода такого гриппа в наш сверхглобализированный мир.
Тогда, в 2015 году, Гейтс провел математическое моделирование, пытаясь выяснить, как бы развивалась пандемия “испанки” в наши дни. Модель показала, что за несколько дней этот грипп распространился бы по всем крупным городам, а за несколько месяцев убил бы миллионы людей.
Увидев это, Гейтс попытался предупредить мир. Он выступал на TED и давал интервью СМИ, публиковался в медицинских журналах, выступал с политическими предложениями и тратил миллионы на исследования вакцин.
И все же потерпел неудачу. Вирус пришел, и люди оказались к нему не готовы. Нам повезло, что нынешний грипп - не “испанка”. Но все же можно сказать, что сейчас мы все живем в страшном сне Билла Гейтса.
Недавно Эзра Кляйн снова побеседовал с Гейтсом и выяснил, чего стоит ждать и каким может оказаться мир после пандемии.
Рано считать потери
Гейтс признал, что потери в США и Западной Европе оказались даже большими, чем он предполагал. Социальная изоляция реально работает и помогает сгладить график, но даже с ней человечество платит огромную цену за беспечность.
Между тем, о каких-то конкретных цифрах говорить слишком рано. Даже в медицинской системе США, которая до сих пор считалась одной из лучших, царит хаос и неразбериха. У ученых все еще нет абсолютно надежных тестов на Covid-19.
О том же, что на самом деле творится в развивающихся странах, где проживает большая часть популяции людей, вообще сложно судить. Хотя такие страны демонстрируют относительно невысокие цифры, это всего лишь может означать, что в них не проводится достаточного количества тестов. Людям в развивающихся странах труднее самоизолироваться так что, если не учитывать какой-либо “волшебный фактор”, смертность должна быть высокой.
В целом, подводить какие-либо итоги слишком рано.
Грипп практически не изучен
По словам Гейтса, современная медицина на удивление мало знает даже об обычном гриппе. Например, у ученых нет явного ответа на вопрос, почему грипп сезонный. Как на него влияют погодные эффекты?
Почему в нынешней ситуации именно Нью-Йорк стал новым эпицентром заболевания в США, в то время как Сан-Франциско и Флорида смогли сдержать заразу под контролем, хотя Флорида дольше всех не закрывалась на карантин? Ответа на эти вопросы нет.
Из-за относительной безопасности гриппа, этой болезни никогда не уделялось много внимания, а все исследования были сосредоточены, в основном, на более серьезных проблемах со здоровьем. Между тем, похоже, что именно неизвестные факторы являются определяющими.
К эпидемии нужно готовиться, как к войне
Государства все время проводят военные учения, готовясь к гипотетическим войнам. Но эпидемии тоже происходят регулярно, и к ним тоже нужно быть готовыми. По мнению Гейтса, неготовность стран первого мира к Covid-19 объясняется тем, что до сих пор эпидемии меньших масштабов обходили Европу и США стороной.
Тайвань и Южная Корея, которые в свое время столкнулись с вирусами MERS и SARS, были готовы и точно знали что делать. Они не разрабатывали правила с нуля методом проб и ошибок, а использовали отработанные тактики. В итоге это спасло им по 10% ВВП и массу человеческих жизней.
Тесты, лекарства и вакцина
Гейтс считает, что для снятия ограничений недостаточно одной лишь политической воли. Все зависит от трех вещей, которых пока ни у кого нет. Это надежные тесты, эффективные лекарства и рабочая вакцина.
Тесты позволили бы лучше контролировать заражение. Если у вас есть возможность по-настоящему надежно проверить каждого пассажира до того, как он поднимется на борт самолета или круизного судна, это меняет правила игры. Нынешние тесты не всегда точны, но работа в этом направлении ведется очень активно. По словам Гейтса, в ближайшие пару месяцев стоит ждать появления высокоэффективных тестов, которые позволят выявлять коронавирус по неинвазивному мазку из кончика носа.
Лекарство появится раньше, чем вакцина. Наиболее успешные разработки сейчас ведутся в Великобритании и Германии. Вероятно, лекарство на основе антител к Covid-19 появится к концу 2020 года. Это не спасет людей от заражения, но позволит эффективно лечить больных.
С вакциной дело обстоит сложнее, поскольку речь идет о производстве миллиардов единиц. Даже если через 18 месяцев ученые получат реально действующую вакцину, быстро наладить производство планетарных масштабов будет сложно. Между тем, существуют очень хорошие шансы, что через два года удастся привить от Covid-19 около 3 млрд. человек.
Уже сейчас Коалиция за инновации в обеспечении готовности к эпидемиям (CEPI) работает над созданием производственных платформ, которые можно будет быстро запустить после создания рабочей вакцины. По мнению Гейтса, если бы в в течение последних десяти лет правительства активнее вкладывались в производство вакцин, то сегодня суммарных мощностей хватило бы, чтобы за год обеспечить вакциной все человечество.
Существует угроза повторной вспышки
Билл Гейтс очень сильно обеспокоен тем, что некоторые правительства взяли курс на снятие ограничений и отмену карантина. По его словам, такие действия должны быть очень постепенными и осторожными.
Снимая ограничения, но не имея имея надежных тестов, власти действуют вслепую. Если к концу мая или началу июня удастся наладить эффективное тестирование и отслеживание контактов, ограничения можно понемногу снимать. Так или иначе, по мнению Гейтса, заниматься этим вопросом должны ученые, а не политики.
Надежда на объединение
Гейтс надеется, что пандемия объединит мир.
“После Второй мировой войны мы создали новые институты, позволившие успешно избежать очередной мировой войны. Это феноменально. Мы не применяли ядерное оружие в рамках новых конфликтов. Мы добились этого, связав себя вместе с помощью различных институтов - в том числе с помощью Всемирной организации здравоохранения. Так что как бы плохо ни было, результат был положительным”, - говорит Гейтс.
Конечно, позитивные изменения в будущем не компенсируют жертв. Но все же Covid-19 должен стать для мира наукой, которая позволит избежать новых, еще более опасных и смертельных пандемий. “Я всегда верил в глобальное сотрудничество. И я действительно считаю, что аналогия со Второй мировой войной уместна”, - говорит Гейтс.
Если хотите получать новости через мессенджер, подписывайтесь на новый Telegram-канал iGate