В 2020-ом году рынок труда пережил ряд изменений: это и массовые сокращения, и целые направления бизнеса, которые серьезно пострадали, и необходимость переводить отдельные процессы в онлайн-формат. Однако для многих продуктовых IT-компаний этот сложный период наоборот был временем активного найма и укрепления позиций на рынке: как утверждают специалисты рекрутингового IT-агентства The Gravity Agency, в 2020 году они нанимали больше, а рынок в целом стал даже более активен, чем в докарантинный период.
Как сообщают рекрутеры, после волны сокращений и нестабильности бизнесы адаптировался к ситуации и открыли найм с новой силой. Продуктовые компании использовали кризис в свою пользу: благодаря тому, что в поисках работы оказалось много хороших кадров, они имели возможность нанимать лучших. Впрочем, не для всех продуктовых компаний этот период был успешен: те, чья деятельность была тесно связана с путешествиями, туризмом и оффлайн-развлечениями, пострадали особенно сильно.
Согласно статистике The Gravity Agency, найм в продуктовые компании в 2020-ом году не только не упал, но даже вырос — на 15% к 2019-му году. Причем заметный подъем был зафиксирован именно в самые кризисные месяцы — марте и апреле (в среднем на 25% больше нанятых, чем в другие месяцы 2020-го), а в конце года найм усилился еще больше — на 30-35%.
Наибольший прирост вакансий был зафиксирован в направлении digital-маркетинга — на 71% больше вакансий открывали продуктовые компании, если сравнивать с 2019-ым годом. «Тут следует отметить, что картина сильно разнится, если сравнивать с аутсорсом, — говорит CEO агентства The Gravity Agency Наталия Пянтковская. — В то время как многие аутсорсинговые компании сокращали целые маркетинговые отделы, продуктовые наоборот усиляли это направление, чтобы за счет маркетинга не только удержать, но и нарастить показатели».
Также больше нанимали Product-менеджеров — на 23%. Увеличился и найм технических специалистов — на 38%.
В это же время существенно реже искали многих functional-специалистов: HR-менеджеров, System Administrator и т.д. — то есть тех, чья работа тесно связана с пребыванием в офисе.
Если говорить о росте зарплат, то в этом году была получена следующая картина: заработные платы специалистов на Middle-должностях и ниже существенно не выросли, зато показали тенденцию к росту зарплат вакансии Senior-специалистов в направлении Marketing, Product и Analytics — до 23-25%. Это логично объяснимо тем, что специалисты на подобных должностях потенциально способны принести прибыль продуктовым компаниям даже в условиях кризиса. Зарплатная вилка CMO сейчас в районе $3000-5000; Senior Product Managers — $2900-5000, Senior Data Analyst — $2100-3500.
Еще одна интересная тенденция, которую показал рынок — это хантинг специалистов из Беларуси. Некоторые беларуские компании приняли решение перелоцироваться в Украину; часть специалистов самостоятельно искала вакансии в соседних странах — и в ряде украинских компаний есть редкие кейсы такой успешной релокации. «Подобная ситуация, — считает Наталия Пянтковская, — говорит о том, что рынок сейчас динамичен и тесно связан с геополитическими событиями. Компаниям приходится активно реагировать на изменения рынка, следить за новостями и оперативно адаптировать свои предложения».
Конкуренция среди специалистов выросла. В 2020-ом году поступало на 87% больше резюме, чем в 2019-ом. «Следует отметить, что значительно выросло количество резюме от junior-специалистов и т.н. “свитчеров” — тех, кто переходят в IT из других направлений бизнеса, — отмечает Наталия Пянтковская. — Из-за того, что многие сферы существенно пострадали, а ряду продуктовых IT-компаний удалось не только удержаться на плаву, но и увеличить доход, появилось много желающих сменить направление своей карьеры, чтобы обеспечить себе более стабильное будущее. Проще всего было перейти в IT из маркетинга: мы нанимали много SMM- и PPC-специалистов, Junior SEO-менеджеров и Linkbuilder’ов».
Больше всего резюме поступало в апреле — почти на 100% больше, чем за аналогичный период 2019-го года. Что характерно, вторым пиком стала осень. Рекрутеры предполагают, что это связано с ожиданием второй волны пандемии и нового карантина, в преддверии которого соискатели стали заметно активнее.
По словам специалистов, вопреки всей “кризисности” года он смог кардинально изменить ситуацию на рынке продуктовых IT-компаний. По числу вакансий лидировали те же направления, что и ранее, заметно усилился лишь маркетинг. Как считает Наталия Пянтковская, в 2021-ом году картина не сильно изменится: «Сохранится тенденция к удаленному найму и выводу новых специалистах онлайн. Многие собеседования или их отдельные этапы по-прежнему будут происходить посредством видеосвязи. Также многие компании останутся на удаленном либо гибридном графике работы — когда чередуется работа из дома и офиса. Что касается самых популярных направлений, мы считаем, что число вакансий по-прежнему будет расти в направлении Product, Analytics и Marketing. Вероятно, в 2021 году также гораздо чаще будут искать технических специалистов, на которых была замечена динамика спроса в 2020 году, а именно Front-end developers, Python developers, Java developers, React Native developers, Data Science, DevOps Engineer. Если говорить о нишах, которые продолжат укреплять свои позиции и будут активно нанимать людей, то это все те сферы, которые хорошо показали себя в 2020 году: Digital Media (различные видеостриминговые платформы и инфраструктурные проекты для удаленной коммуникации), Gaming, E-commerce (который за минувший год, согласно статистике, увеличил свои показатели почти вдвое), online-образование, а также будут держать позиции различные курьерские сервисы (однако следует помнить, что их популярность выросла на фоне общего падения потребительского спроса)».