На фоне пандемии компаниям стало сложно привлекать людей в офисы. Сотрудникам Apple так понравилось работать на удаленке, что они отправили коллективное письмо руководству с просьбой сохранить такой режим работы. Компания Google славится на весь мир своими сверхкомфортными офисами, в которых предусмотрены впечатляющие зоны отдыха для сотрудников. Но даже ей сложно заманить людей обратно с удаленки.
На фоне всего этого возникает вопрос: каким должен быть офис, чтобы людям хотелось в нем работать. Компания офисных решений Creative States пыталась это выяснить.
В исследовании приняли участие более 230 респондентов из четырех украинских локаций в Киеве и Днепре. Это разнопрофильные специалисты, занятые в IT, венчурной, финансовой, туристической, креативной индустриях и реальном секторе экономики. Большая часть — в возрасте от 26 до 35 лет. Половина опрошенных совмещает удаленку и работу в офисе, 36% — работают в офисе бок-о-бок с коллегами, 5% — фрилансеры, остальные — удаленные сотрудники, которые,тем не менее, предпочитают работать в офисном пространстве.
Чего люди хотят от офиса?
Большинству офисных сотрудников в первую очередь нужен скоростной и безопасный интернет. Этот пункт выбрали 86% опрошенных. Также в топе запросов — удобное расположение офиса, комфортное и оборудованное рабочее место и комнаты для переговоров.
62% ценят атмосферу в офисе в целом и комьюнити. С точки зрения людей, это одно из важнейших преимуществ работы вне дома. Рабочее место можно оборудовать самостоятельно, а вот полноценно коммуницировать с коллегами и заводить полезные связи из дому сложно. Впрочем, лишь 12% офисных работников общаются с людьми из соседних кабинетов, этажей и рабочих мест. Остальным просто приятна работа в окружении людей схожего круга.
Топ требований к офисному пространству оказался таким:
- Быстрый интернет - 86%
- Удобное расположение офиса - 80%
- Комфортное рабочее место - 69%
- Комнаты для переговоров - 63%
- Комьюнити и атмосфера - 62%
- Хороший кофе - 61%
- Круглосуточный доступ в помещение - 60%
- Удобная и большая кухня - 53%
- Интерьер - 50%
- Лаунж-зона - 46%
- Вид из окна - 45%
- Ивенты в офисе - 26%
- Дополнительные сервисы - 9%
Дизайн и зоны отдыха
Отношение к дизайну офиса оказалось довольно неожиданным. Менее 1% опрошенных считает, что дизайн офиса не важен. Для 78% сотрудников это важный параметр, который влияет на вдохновение и мотивацию. Для остальных хороший дизайн — приятное дополнение.
Офисные работники хотят не только работать, но и отдыхать в перерывах. Практически все отметили важность зоны отдыха, где можно отвлечься от рабочих задач. 89% опрошенных периодически работают или общаются в лаунж-зонах. Более трети (37%) — пользуются местами для отдыха каждый день, или почти каждый день. Лишь 11% не используют лаунж-зону.
Переговорные комнаты
Переговорные комнаты, которыми можно пользоваться, чтобы обсудить рабочие вопросы, не мешая никому вокруг, так или иначе используют 84% опрошенных. Половина из них пользуются такими комнатами до 5 раз в месяц. Каждый седьмой — почти ежедневно.
Чаще всего такими комнатами пользуются для переговоров с клиентами или заказчиками (так ответили 35% человек). Каждый третий опрошенных участвует в них в коллективных совещаниях, 18% — бронируют комнаты, чтобы позвонить по телефону или принять участие в онлайн-конференции. Еще 13% пользуются переговоркой, чтобы тет-а-тет обсудить текущие вопросы с коллегой или руководителем.
Ивенты и доступ в офис
Тренд на самообразование, бесконечное развитие и нетворкинг привел к тому, что среди сотрудников компаний стали популярны ивенты, особенно, если их проводят прямо на территории офисных пространств. 70% опрошенных заявили, что время от времени ходят на ивенты, которые организованы внутри локаций. Каждый пятый посещает их регулярно, каждый четвёртый — раз в месяц, примерно столько же посещают ивенты раз в несколько месяцев.
Важный момент для респондентов — круглосуточный доступ в офис. 33% опрошенных хотя бы раз-два в месяц остаются работать после 20:00, 28% — раз-два в неделю, а еще 12% остаются работать допоздна почти каждый день. Только 27% участников опроса еще ни разу не оставались в офисе после 20 часов вечера.
Дополнительные сервисы
Дополнительные офисные сервисы пока еще не так популярны среди украинских резидентов: так, только 2% опрошенных хоть раз воспользовались услугами комьюнити-менеджера по бронированию автомобиля, недвижимости и покупки авиабилетов.
Чего не скажешь об экспатах: среди резидентов-иностранцев Creative States 11% пользовались дополнительными офисными сервисами, 90% привыкли работать в лаунж-зонах, а 67% опрошенных раз или два в неделю остаются в офисе после 20:00. Они чаще других пользуются переговорными комнатами, считают наличие таких одним из самых важных элементов офиса.
За последние 2 года понятие офиса в корне изменилось, ровно как и абсолютно трансформированная парадигма “дом — офис — дом”. В авангарде изменений — гибкие форматы и сервисный подход бизнеса.