Марс может быть не настолько мертвым, как считалось прежде / Все новости / Главная

Марс считается геологически мертвой планетой, но новое исследование бросает вызов этой идее. Новые свидетельства указывают на то, что прямо сейчас гигантский шлейф магмы поднимается сквозь мантию Красной планеты. Этот процесс вызывает сейсмическую активность на поверхности Марса.

В юном возрасте Марс был вулканически активен, но позже затих и остыл. Тем не менее, геологическая активность не прекратилась полностью. За последние четыре года аппарат NASA InSight обнаружил около 1300 «марсотрясений». Большинство подземных толчков исходит из региона, называемого Cerberus Fossae, который покрыт сетью трещин.

Что именно вызывает активность в этой области, до сих пор остается неизвестным. Но на Земле у подобного процесса может быть две причины - тектоника плит, в результате которой куски земной коры трутся друг о друга, и шлейфы мантии - большие пузыри магмы, поднимающиеся из глубины планеты.

На Марсе совершенно точно нет тектоники плит. Потому ученые из Аризонского университета решили проверить версию с шлейфом мантии.

«У нас есть веские доказательства того, что шлейфы мантии активны на Земле и Венере, но никто не ожидал подобного от небольшого и холодного мира Марса. Марс был активен 3-4 миллиарда лет назад, и сегодня преобладает мнение, что планета, по сути, мертва», - говорит Джефф Эндрюс-Ханна, соавтор исследования.

Чтобы выяснить причину марсотрясений, команда исследовала область Равнины Элизий вокруг трещин Cerberus Fossae на предмет особенностей, которые на Земле указывают на наличие похожих мантийных шлейфов. Когда магма поднимается, кора поднимается и растягивается. В итоге происходит извержение, которое образуе большие плоские вулканические равнины.

Команда обнаружила, что поверхность Равнины Элизий уже поднята более чем на милю. Также измерения гравитационного поля показывают, что подъем грунта вызван процессами глубоко внутри планеты. Ударные кратеры в этом районе наклонены в одну сторону, что позволяет предположить, что подъём произошёл уже после того, как образовались эти кратеры.

Команда применила тектоническую модель к региону и обнаружила, что объяснить наблюдаемые особенности крайне сложно. Единственное внятное объяснение - гигантский шлейф мантии шириной около 4 000 км

Эта удивительная находка важна по целому ряду причин. Во-первых, она в который раз заставляет нас пересмотреть наш взгляд на Марс. Планета может быть не такой уж мертвой с геологической точки зрения.

Во-вторых, открытие может серьезно повлиять на процесс поиска жизни на Марсе. Если под поверхностью планеты течет магма, то местные химические реакции вполне могут поддерживать микробную жизнь глубоко под землей.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.