Древняя марсианская жизнь могла спровоцировать изменения климата, которые ее и убили / Все новости / Главная

Люди, возможно, являются не первыми жизненными формами в Солнечной системе, которые сталкиваются с тем, что их собственная активность меняет климат их родной планеты. Новая модель предполагает, что древний Марс когда-то был достаточно пригоден для жизни, чтобы поддерживать микробов, вырабатывающих метан. И, возможно, они сами уничтожили себя, нанеся непоправимый ущерб атмосфере Красной планеты.

Современный Марс - чрезвычайно холодный и более сухой, чем любая пустыня на Земле, с очень тонкой атмосферой. Но так было не всегда. Десятилетия наблюдений с марсоходов и орбитальных аппаратов преподнесли множество четких доказательств того, что когда-то на планете были древние реки, озера и, возможно, даже океаны. Такие условия должны были быть пригодны для микроскопической жизни.

В новом исследовании ученые из Аризонского университета смоделировали древний Марс, включая его кору, атмосферу и климат. Но главное - они добавили в эту экологическую модель метаногенов - микробов, которые потребляют углекислый газ и водород и производят метан. Предполагалось, что такие микробы должны были жить в коре планеты.

«Это позволило нам оценить, насколько правдоподобна будет марсианская подземная биосфера. И если бы такая биосфера существовала, как бы она изменила химию марсианской коры, и как бы эти процессы в коре повлияли на химический состав атмосферы», - поясняет Борис Саутерей, один из авторов исследования.

Обнаружилось, что такие микробы могли бы не только выживать, но и процветать на раннем Марсе. Моделирование показало, что наиболее комфортно они могли бы жить в пределах первых нескольких сотен метров под поверхностью.

Затем исследователи изменили свою модель, чтобы смоделировать влияние микробов на экосистему. Оказалось, что микробы удалили бы слишком много водорода из атмосферы и заменили его метаном, вызвав глобальное охлаждение в течение всего нескольких сотен тысяч лет.

«Проблема, с которой тогда столкнулись бы эти микробы, заключалась бы в том, что атмосфера Марса истончилась. Их источник энергии исчез бы, и им пришлось бы найти альтернативный. Кроме того, температура значительно упала бы, и им пришлось бы углубиться в кору. На данный момент очень трудно сказать, как долго Марс оставался бы пригодным для жизни», - говорит Саутерей.

Конечно, все это - только гипотеза. Мы пока не знаем, что это то, что на самом деле произошло с Марсом. Есть множество доказательств того, что условия на планете подходили для микробной марсианской жизни, но до сих пор не было обнаружено никаких свидетельств того, что она вообще существовала. Это предстоит выяснить марсоходу Perseverance, который в настоящее время прочесывает дельту высохшей реки в поисках признаков марсианской жизни.

Исследование опубликовано в журнале Nature Astronomy.