Поскольку ИИ уже стал значительной частью нашей повседневной жизни, а в дальнейшем его роль будет только возрастать, исследователи решили выяснить, как к нему относятся дети.
Исследование проводилось учеными Университета Дьюка (Северная Каролина, США). В нем приняли участие 127 детей в возрасте от четырех до одиннадцати лет. Ученые спрашивали детей об их отношении к голосовому ассистенту Alexa и робопылесосу Roomba.
Alexa - виртуальный ассистент Amazon, способный, среди прочего, вести диалоги с пользователем, подбирать и воспроизводить музыку, осуществлять поиск в интернете и управлять умным домом. Roomba - автономный роботизированный пылесос от компании iRobot, который может самостоятельно ориентироваться в доме.
Вопросы, задаваемые детям, касались, в основном, этической и эмоциональной сферы. Способны ли устройства мыслить и чувствовать? Следует ли относиться к ним как к живым существам? Знает ли технология разницу между хорошим и плохим? Хорошо ли кричать на устройства или бить их, когда они не работают?
По словам ученых, на подобное исследование их отчасти вдохновил Голливуд. «В сериале “Мир Дикого Запада” и фильме “Ex Machina” мы видим, как взрослые могут взаимодействовать с роботами очень жестокими способами. Но как дети будут взаимодействовать с ними?» - говорит Тереза Флэнаган, ведущий автор исследования.
Результаты исследования
Результаты показали, что, в большинстве, дети понимают, что Alexa и Roomba не способны чувствовать щекотку или боль.
Тем не менее, они приписывают голосовому ассистенту Alexa умственные и эмоциональные способности. Исследователи связывают это с тем, что, в отличие от пылесоса, Alexa способна говорить.
«Даже несмотря на то, что у Alexa нет тела, маленькие дети думают, что у нее есть эмоции и ум. Они не думают так о каждой технологии. Они не приписывают таких качеств пылесосу Roomba. Так что это очеловечивание обусловлено способностью Alexa общаться голосом», - говорит Флэнаган.
Независимо от воспринимаемых возможностей устройства, дети всех возрастов согласились, что неправильно бить или кричать на устройства.
«Дети, судя по всему, не думают, что Roomba отличается умственными способностями, такими как как мышление или чувства. Но дети все еще считают, что мы должны хорошо к нему относиться. Мы не должны бить или кричать на него, даже если он этого не слышит», - говорит Флэнаган.
Интересно, что эта доброта исчезает по мере того, как дети взрослеют. Чем старше были испытуемые, тем чаще они соглашались с тем, что проявлять агрессию по отношению к устройствам приемлемо.
В дальнейшем ученые намерены продолжить исследования и подробнее выяснить, почему дети считают неправильными (или правильными) проявления агрессии по отношению к умным технологическим устройствам.
Исследование опубликовано в журнале Development Psychology.