Почему многозадачность - плохой навык для человека / Все новости / Главная

По какой-то причине многие люди думают, что многозадачность делает их более эффективными и успешными. На самом же деле, многозадачность - прямая дорога к стрессу и постоянному ощущению неудачи.

Само понятие многозадачности (multitasking) зародилось в 1960-х годах, когда начали активно развиваться компьютерные системы. Люди решили, что способность выполнять несколько задач одновременно может быть крайне полезной в условиях постоянной нехватки времени. 

Но в реальности все иначе. По мнению психологов, многозадачность на самом деле контрпродуктивна. И даже название этого навыка по отношению к человеку неверно. Человеческий мозг не может сосредоточиться на нескольких проектах или задачах одновременно, поэтому то, что мы называем “многозадачностью”, на самом деле является последовательным переключением внимания между разными задачами. Исследования показывают, что при таком переключении происходит заметное снижение производительности. Таким образом, многозадачность создает иллюзию, что вы делаете несколько дел одновременно, но на деле она лишь замедляет вас. 

Потому вместо того, чтобы учиться многозадачности, лучше развивайте навык однозадачности.

Как перейти в режим однозадачности

Мозг человека устроен таким образом, что может сосредоточиться только на одном деле за раз. Такое сосредоточение приводит к гораздо лучшим результатам. Чтобы перейти в режим однозадачности, следуйте простым правилам:

  1. Погружайтесь в работу. Выберите конкретную задачу и углубленно над ней работайте. Например, вместо того, чтобы писать отчет, каждые 20 минут отвлекаясь на выполнение других действий, выделите четыре часа на непрерывную работу над ним. Это позволит вашему мозгу эффективно сфокусироваться, что повысит качество и эффективность вашей работы.
  2. Устраните отвлекающие факторы. Мозг рассчитан на однозадачность, но также он рассчитан на то, чтобы замечать события вокруг. Потому нужно свести к минимуму вероятность появления отвлекающих факторов. 

Если вы планируете четыре часа заниматься отчетом, но при этом постоянно отвлекаетесь на каждое уведомление или прочтение электронной почты, то, по сути, вы работаете в многозадачном режиме вопреки собственной воле. Эффективная однозадачность требует устранения отвлекающих факторов.

  1. Планируйте. Еще один аспект естественной функции мозга - циклы эффективности. Вы, вероятно, уже заметили, что в дне есть периоды, когда вы наиболее бодры и сосредоточены, и периоды, когда вы сонливы и рассеяны. Зная эти особенности своего организма, вы сможете лучше планировать свои действия. Нет смысла планировать четыре часа написания отчета на раннее утро, если вы не «жаворонок» и никогда им не будете. 

Еще один аспект - ваш индивидуальный диапазон внимания. У каждого человека его продолжительность разная. После определенного периода сосредоточенности вы неизбежно расслабитесь и станете менее сконцентрированным. Понимание того, насколько хватает вашей концентрации, крайне полезно для планирования работы. 

Управление окружением

Ключевым аспектом однозадачности является целенаправленное формирование рабочей среды. Будь то дом, офис или местная кофейня, ваша цель состоит в том, чтобы устранить отвлекающие факторы, чтобы вы могли погрузиться в то, что психологи называют «состоянием потока». В этом состоянии вы настолько сфокусированы на задаче, что все другие проблемы и интересы временно исчезают.

В режиме многозадачности войти в состояние потока практически невозможно. Но когда вы сосредоточены на одной задаче, это может  разы повысить вашу производительность. 

Вот что нужно учитывать при формировании рабочей среды:

  1. Отключите гаджеты. Ученые выяснили, что отвлечение на электронную почту или уведомление во время работы обходится пользователю примерно в 20-25 минут с точки зрения потерянной концентрации. По сути, если вы отвлекаетесь на уведомления, вас вынуждают работать в многозадачном режиме невольно. Самый простой способ справиться с этим - выключить телефон и другие устройства или хотя бы перевести их в режим «Не беспокоить».
  2. Подготовьте рабочее место. Где бы вы ни работали, постарайтесь устранить отвлекающие факторы. Использование приложений, которые блокируют импульсивные попытки выйти Интернет или напоминают вам о необходимости сфокусироваться на работе, может помочь. Другая тактика заключается в том, чтобы гарантировать, что у вас под рукой есть все, что вам может понадобиться. Если вам придется вставать и отвлекаться на поиск нужных инструментов, это будет нарушать вашу концентрацию.
  3. Планируйте перерывы. Однозадачность не означает, что вы должны четыре часа сидеть на месте. Перерывы нормальны и, более того, необходимы. Главное - не распылять внимание на другие дела. Запланированные перерывы - это не способ отвлечься, а что-то вроде самообслуживания. Используйте их, чтобы сделать гимнастику, перекусить или просто немного подумать и медитировать. А потом возвращайтесь к своему делу.

 

Похожие новости
Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: