Новое исследование Международного энергетического форума (МЭФ) предупреждает о возможном дефиците меди в ближайшие годы, что может негативно повлиять на развитие электромобилей. Для удовлетворения растущего спроса потребуется значительно больше медных рудников, либо придется сделать ставку на гибридные автомобили, чтобы достичь оптимального баланса между сокращением выбросов парниковых газов и обеспечением сырьем.
Грядущий дефицит
Медь является жизненно важным элементом для электромобилей, а переработка меди вряд ли сможет полностью удовлетворить потребности автоиндустрии. Согласно МЭФ, человечество столкнется с серьезной нехваткой меди, если не найдет способ увеличить ее добычу или скорректировать планы по электрификации.
Медь играет ключевую роль в будущем энергетики, поскольку она необходима для производства, передачи и хранения электроэнергии. Темпы электрификации напрямую зависят от доступности меди и ее соответствия текущим климатическим целям. Ряд исследований уже выражал обеспокоенность по поводу медного дефицита, при этом подразумевалось, что ресурсы меди каким-то образом "найдутся" для экологического перехода.
МЭФ проанализировал спрос и предложение меди с 2018 по 2050 год, сравнив их с историческими показателями добычи. Для поддержания существующих тенденций потребуется увеличить добычу меди на 115% в течение следующих 30 лет. Полная электрификация мирового автопарка потребует еще на 55% больше меди.
В долгосрочной перспективе необходимо стимулировать разведку и разработку новых месторождений меди. США и ЕС должны сосредоточиться на "ответственной" добыче на своих территориях. Для освоения глубоких месторождений понадобятся передовые технологии, а также значительные площади для разведки. Также следует рассмотреть вариант подводной добычи меди.
Альтернативой масштабному росту добычи может стать частичная электрификация с помощью гибридных автомобилей. По данным МЭФ, производство гибридов требует всего на 5 кг больше меди по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания (29 кг против 24 кг), в то время как электромобили нуждаются в 60 кг меди.
Полный переход на гибриды приведет лишь к незначительному росту спроса на медь и не потребует существенных изменений в электросетях. При этом гибриды могут оказать практически такое же положительное влияние на выбросы парниковых газов и загрязнение воздуха в крупных городах, как и полная электрификация. МЭФ отмечает, что гибриды — не идеальное решение, но более реалистичное с учетом ограниченности ресурсов и перспектив добычи меди.