На вершинах марсианских вулканов найден “невозможный” лёд / Все новости / Главная

Ученые сделали удивительное открытие на Марсе. Международная группа исследователей, используя данные со спутников, обнаружила следы заморозков на вершинах самых высоких вулканов Солнечной системы.

На Земле заснеженные вершины гор - обычное явление, но на Марсе, особенно в районе экватора, где расположен регион Tharsis, это считалось невозможным. Здесь находятся вулканы, такие как Олимп который возвышается на 21,9 км. Однако разреженная атмосфера и солнечный свет, как полагали ученые, не позволяли температуре опускаться достаточно низко для образования льда.

Новые данные, полученные с помощью орбитального аппарата Trace Gas Orbiter Европейского космического агентства (ESA) совместно с другими космическими аппаратами, это опровергают.

“Невозможный” лёд

Исследователи обнаружили явные признаки заморозков, образующихся ранним утром внутри кальдер - кратеров древних вулканов возрастом 3,5 миллиарда лет.

По словам ученых, лёд оставался незамеченным до сих пор по нескольким причинам. Во-первых, он появляется только в самые холодные месяцы марсианского года и на рассвете, когда орбитальные аппараты обычно не проводят съемку. Во-вторых, он быстро испаряется.

Толщина марсианского морозного слоя составляет всего около 1/100 миллиметра, но его общая масса оценивается, по меньшей мере, в 150 000 тонн.

Возникновение этого необычного явления объясняется микроклиматом. Микроклимат - это локальные особенности климата, которые могут существенно отличаться от общих показателей региона. Похожие явления наблюдаются и на Земле, например, резкая смена влажного леса на пустыню.

На Марсе ветры, поднимаясь по склонам вулканов, приносят относительно влажный воздух с поверхности наверх, где он конденсируется и оседает в виде инея.

Это открытие не только важно для изучения марсианской атмосферы, но и может помочь в поиске воды на поверхности или вблизи нее, а также понять, каким был климат Марса миллиарды лет назад.

Возможно, обнаруженный иней - это след древнего климатического цикла, когда на вершинах вулканов происходили осадки, а может быть, даже снегопады. Изучение этого феномена позволит ученым узнать больше о таинственном прошлом Красной планеты.