Федеральная торговая комиссия США (FTC) начала расследование использования искусственного интеллекта (ИИ) компанией Mastercard для так называемого «ценообразования на основе слежки». Эта практика предполагает анализ потребительских данных для манипулирования ценами для отдельных покупателей.
Теневое ценообразование
Решение о расследовании было принято единогласно всеми членами FTC в ответ на растущую обеспокоенность по поводу приватности и справедливости в сфере электронной коммерции. Комиссия направила запросы о предоставлении подробной информации о практике ценообразования на основе слежки восьми компаниям, включая Mastercard.
Согласно имеющейся информации, Mastercard использует искусственный интеллект для анализа огромных объемов потребительских данных, включая историю покупок, геолокацию и даже активность в социальных сетях. Полученные данные затем используются для динамического изменения цен, потенциально предлагая более высокие цены потребителям с большей вероятностью совершения дорогих покупок. Критики утверждают, что такая практика является вторжением в частную жизнь и создает несправедливые условия на рынке, где цены не прозрачны.
Глава FTC Лина Хан заявила, что люди заслуживают знать, используются ли их персональные данные для ценообразования на основе слежки. Комиссия намерена пролить свет на этот «теневой сектор» ценообразования.
Помимо Mastercard, в расследование также вовлечены Revionics, Bloomreach, JPMorgan Chase, Task Software, PROS, Accenture и McKinsey & Co. Инициатива FTC была спровоцирована многочисленными жалобами потребителей и активностью защитных организаций, требующих большей прозрачности в использовании персональных данных ритейлерами.
FTC обладает полномочиями требовать от компаний предоставления информации для проведения расследования. Комиссия особенно заинтересована в понимании того, как компании используют ИИ для принятия ценовых решений и являются ли эти практики обманчивыми или несправедливыми.
FTC ожидает, что расследование займет несколько месяцев. В зависимости от его результатов комиссия может принять дальнейшие меры, включая штрафы или другие санкции, для обеспечения соблюдения законов о защите прав потребителей.
Это расследование подчеркивает растущую необходимость регулирования в эпоху искусственного интеллекта и больших данных. По его итогам могут быть сформированы прецеденты для регулирования ценовых стратегий, основанных на ИИ, что приведет к более строгим правилам и большей прозрачности в использовании потребительских данных.