Музыка позволяет формировать и изменять человеческие воспоминания / Все новости / Главная

Исследования показывают, что музыка может улучшить нашу способность запоминать новую информацию, а также может менять существующие воспоминания. Эти открытия могут лечь в основу музыкальных методов лечения таких состояний, как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и деменция.

Музыка и память

Музыка сопровождает человечество на протяжении веков, влияя на наши эмоции и воспоминания. Мы часто связываем определенную музыку с важным событием или временем. Мы также используем музыку как саундтрек во время выполнения разных задач, таких как работа, вождение и учеба.

Недавно ученые Технологического института Джорджии опубликовали два исследования, в которых они изучали музыку с точки зрения помощи в обучении, а также ее способность изменять старые воспоминания.

Первая работа рассматривает, как музыка влияет на память в процессе формирования воспоминания. Это связано с обучением. Вторая работа фокусируется на воспоминаниях, которые уже сформированы. Она поднимает вопрос о том, можно ли изменить “прикрепленные” к воспоминаниям эмоции с помощью музыки.

Коррекция воспоминаний

Исследователи начали с теории о том, что воспоминания могут быть обновлены при их извлечении. Они добавили эмоциональную музыку во время воспоминания, чтобы исследовать, может ли музыка изменить эмоциональное содержание воспоминания.

В ходе исследования сорок четыре здоровых взрослых (из которых 24 были женщинами) со средним возрастом около 20 лет выполняли трехдневную задачу на эпизодическую память с отдельными фазами кодирования, воспоминания и извлечения. Эпизодическая память - это сознательное воспоминание о предыдущем опыте вместе с его контекстом, включая время, место и связанные эмоции.

В первый день участники были подвергнуты воздействию 15 нейтральных и пяти эмоциональных коротких вымышленных историй. Исследователи попросили подопытных представить себя в каждой истории, как будто они переживали описанный сценарий. 

Затем подопытные самостоятельно описали каждый сценарий так, как будто вспоминали эту историю и участвовали в ней. При этом они должны были использовать как можно больше деталей. Затем они оценили свои чувства по девятибалльной шкале. Целью этого опыта было сформировать воспоминания, похожие на те, которые могли бы возникнуть при просмотре фильма или чтении книги.

Во второй день участники прошли функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ). В процессе томографии перед ними на экране в случайном порядке отображались 10 слов. Четыре из этих слов были ключевыми словами из вчерашних историй. Другие шесть слов были эмоциональными "приманками" - три положительными и три отрицательными. Но эти слова не появлялись в историях. 

Участники должны были прочитать 10 слов на экране, определить, к какой именно истории отсылали ключевые слова, вспомнить эту историю, а затем выбрать все слова на экране, которые, по их мнению, лучше всего соответствовали их опыту в этой истории. 

Во время выполнения задачи выбора слов участники слушали положительную, либо отрицательную музыку, либо тишину.

На третий день участники выполнили два теста памяти для 15 нейтральных историй. Первый тест измерял их эмоциональный отклик. В ходе второго они должны были выбрать слово из предложенных.

В случайном порядке участникам показывались ключевые слова и слова-приманки из 15 историй. При этом ученые спрашивали ученых, появлялись ли эти слова в первый день. Чтобы сделать задание более сложным, исследователи включили в список новые слова, которых не было ни в первый, ни во второй день.

В результате обнаружилось, что эмоциональная музыка, особенно положительная, воспроизводимая в фоновом режиме во время реактивации памяти, может изменить эмоциональный тон сложных воспоминаний. Участники выбирали отрицательные слова-приманки реже, когда фоновая музыка была положительной, чем когда она была отрицательной или тихой.

По словам ученых, музыка все еще не может полностью изменить плохое воспоминание. Но прослушивание положительной музыки во время извлечения этого старого воспоминания может изменить его форму. Это может помочь людям изменить свои чувства и переформировать эмоциональный тон, связанный с определенными воспоминаниями.

Музыка для обучения

Давно ведутся споры о том, помогает или мешает прослушивание музыки во время учебы запоминанию новой информации. Если помогает, то возникает следующий вопрос: действуют ли определенные типы музыки лучше других. На эти вопросы ученые решили найти ответ во второй работе.

Для этого исследователи попросили 48 участников (среди них 25 женщин) в возрасте от 18 до 24 лет выучить серию абстрактных фигур, слушая музыку с знакомым тоном, ритмом и мелодией или атональную и нерегулярную.

Прослушивание знакомой, регулярно структурированной и, следовательно, очень предсказуемой музыки позволило участникам быстрее изучать и запоминать последовательности фигур, тогда как нерегулярная и хаотичная музыка значительно ухудшала кодирование памяти. Ученые объясняют, что структурированная и предсказуемая музыка создает своеобразные “леса” в мозге, которые помогают ему лучше записывать новую информацию. 

Исследование о влиянии музыки на обучение было опубликовано в журнале PLOS One, а исследование о способности музыки изменять старые воспоминания было опубликовано в Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience.

 

Комментарии

comments powered by Disqus
Мы в социальных сетях: