Швейцарский стартап Sun-Ways нашел оригинальное применение для свободного пространства между рельсами железной дороги. Компания предлагает устанавливать на этих участках солнечные панели, чтобы генерировать энергию.
По подсчетам инженеров Sun-Ways, с 5000 км железнодорожных путей в Швейцарии можно ежегодно получать около 1 ТВтч энергии. Компания утверждает, что этого хватит, чтобы удовлетворить потребности в электричестве почти трети общественного транспорта страны и сократить выбросы CO2 более чем на 200 тыс. тонн в год.
Для данного проекта Sun-Ways разработала специальные солнечные панели. Они имеют размер 1 x 1,7 м и оснащены антибликовым фильтром. Панели устанавливаются в раме, где также размещаются все компоненты и проводка. Нынешняя конструкция разработана для железнодорожной колеи шириной 1,43 м, но может быть адаптирована для нестандартных установок.
Модули Sun-Ways можно устанавливать и подключать вручную инженерами, но швейцарская компания по обслуживанию железных дорог Scheuchzer SA уже разработала машину, способную автоматически устанавливать до 1000 м² солнечных панелей Sun-Ways в день.
Вся система спроектирована таким образом, что отдельные панели могут быть временно удалены во время технического обслуживания железнодорожных путей и затем возвращены на место после завершения работ. Система была протестирована на устойчивость к прохождению поездов со скоростью до 150 км/ч и выдерживает ветер до 240 км/ч.
Поскольку панели расположены горизонтально, снегопад зимой может негативно влиять на их производительность. Однако выход найден и для этой ситуации. Просто на поезда будут устанавливаться снегоочистительные щетки. Таким образом, каждый поезд который будет проезжать по железной дороге, будет очищать ее от снега или пыли.
Вырабатываемая системой электроэнергия может использоваться для питания близлежащей железнодорожной инфраструктуры и станций. Само собой, ее также можно подавать в общую электросеть или в "сеть тяговой энергии”, которая питает электровозы. Это снизит необходимость в наземных инверторах.
Одобрение правительства
Интересно, что изначальная заявка Sun-Ways, поданная в Федеральное управление транспорта (FOT) в прошлом году, была отклонена. Но компания продолжала работать, привлекая ученых для проведения независимых оценок прототипов панелей. С дополнительной технической документацией по безопасности план был повторно представлен на утверждение.
После 10 месяцев рассмотрения управление FOT дало зеленый свет пилотному проекту на участке длиной 100 метров линии TransN 221 недалеко от железнодорожной станции Бютте в швейцарском кантоне Невшатель. Между рельсами будет установлено около 48 панелей общей мощностью 18 кВтп.
Установка будет подключена к местной сети распределителем электроэнергии Viteus и компанией по железнодорожной инфраструктуре DG Rail, а пилотные поезда будут двигаться со скоростью 70 км/ч. Во время испытаний будут проведены тесты по установке и снятию панелей, а также дополнительные тесты и измерения для "обеспечения отсутствия вредного воздействия на железнодорожную инфраструктуру".
Sun-Ways также объявила о начале технико-экономического обоснования на участке частной железной дороги длиной 1500 метров в муниципалитете Эйгле с установленной мощностью 288 кВтп.
Также компания находится на ранних стадиях организации еще одного пилотного проекта во Франции, Испании, Румынии и Южной Корее. Также ведутся переговоры с операторами в Китае, Таиланде, Австралии и США. Так что, вполне возможно, через некоторое время “солнечные” железные дороги можно будет увидеть по всему миру.