Мир на пороге технологической революции в области путешествий, где системы распознавания лиц становятся основным инструментом проверки личности. Однако многие страны сталкиваются с трудностями в поиске баланса между удобством, безопасностью и конфиденциальностью.
Беспаспортное перемещение
Уже в ближайшие годы традиционный бумажный паспорт, который более века служил неотъемлемой частью международных поездок, может уйти в прошлое. Его место займут технологии биометрической идентификации и смартфоны, становясь стандартом для проверки личности в аэропортах.
Этот переход уже происходит. Во многих странах, включая Финляндию, Канаду, Нидерланды, ОАЭ, Великобританию, Италию, США и Индию, тестируются системы беспаспортного перемещения. В Сингапуре местные жители могут путешествовать без физических паспортов, а с недавнего времени аналогичная возможность появилась и у иностранных пассажиров, вылетающих из страны.
Главной движущей силой этого тренда стало стремление упростить путешествия. Афина Иоанну, преподаватель бизнес-аналитики в Университете Суррея, отмечает, что пандемия Covid-19 ускорила внедрение бесконтактных технологий. «Это, вероятно, станет основным способом путешествий в ближайшем будущем», — рассказала она журналу Wired.
Цифровой проездной документ
Центральным элементом этой революции является концепция цифрового проездного документа (DTC), разработанная Международной организацией гражданской авиации (ICAO). Система DTC состоит из двух компонентов: виртуального, где хранится информация, аналогичная данным в чипах традиционных паспортов, и физического, расположенного на смартфоне путешественника. Эти элементы связаны криптографически, что обеспечивает их подлинность и защищает от подделки.
Некоторые подходы к внедрению DTC предполагают сохранение физического паспорта для подстраховки, тогда как более продвинутые системы стремятся полностью отказаться от него. В Финляндии, например, пилотный проект показал, что идентификацию можно завершить за восемь секунд, из которых техническая обработка занимает всего две секунды.
Проблемы конфиденциальности
Несмотря на очевидные преимущества, такие как сокращение очередей в аэропортах, цифровые документы вызывают множество вопросов. Эксперты в области конфиденциальности выражают обеспокоенность по поводу возможных утечек данных и усиления контроля над гражданами. ICAO признает такие риски, как мошенничество с использованием похожих лиц, сбои систем и ложные отказы.
Дополнительные сложности создает то, что разработкой этих систем занимаются различные компании, часто применяя закрытые технологии. «Мы не знаем, насколько безопасны эти системы», — говорит Удбхав Тивари, директор по глобальной политике продуктов в Mozilla.
Еще одна проблема — кто будет управлять данными. Адам Цао из компании Entrust подчеркивает необходимость точного контроля над использованием личной информации: доступ к данным должен быть ограничен по времени, цели и кругу лиц. Однако достичь такого уровня управления — задача крайне сложная.
Не обходится и без противоречий. В Индии система распознавания лиц Digi Yatra подверглась критике из-за методов внедрения и недостаточной прозрачности. «В Индии это больше не добровольная мера, и правительство или другие стороны сложно привлечь к ответственности», — отмечает Диша Верма из Фонда свободы интернета.
Сейчас Digi Yatra работает в 24 аэропортах и может быть открыта для иностранных граждан к 2025 году. Однако планы расширения технологии на отели и исторические памятники лишь усиливают обеспокоенность в отношении конфиденциальности данных.
Цифровизация путешествий открывает новые горизонты, но требует комплексного подхода, чтобы обеспечить как удобство для пассажиров, так и защиту их прав.