Стартап Илона Маска xAI усиливает свои исследования в области так называемых world models — систем искусственного интеллекта, которые способны не просто анализировать текст или изображения, а понимать устройство физического мира. Эта технология рассматривается как следующий этап развития ИИ и ставит компанию в один ряд с такими гигантами, как Google DeepMind и Meta.
По данным Financial Times, в команду xAI недавно вошли специалисты Nvidia — Зишан Пател и Этан Хэ, ранее занимавшиеся разработкой симуляционных и «мировых» моделей. Nvidia, один из крупнейших поставщиков оборудования для ИИ, активно развивает свою платформу Omniverse — инструментарий для создания масштабных симуляций. Теперь часть этого опыта перетекает в проект Маска.
ИИ, который учится законам физики
В отличие от привычных языковых моделей, которые формируют текст на основе статистических закономерностей, модели мира изучают, как функционирует физическая среда. Они анализируют огромные массивы видеоданных, показания сенсоров и записи с роботов, чтобы сформировать причинно-следственное понимание объектов, движений и взаимодействий в пространстве.
Такой подход позволяет ИИ моделировать физику реальных или виртуальных сред и принимать решения, основанные не только на вероятностях, но и на законах реальности. Это ключ к созданию более безопасных и осознанных автономных систем — от промышленных роботов до домашних помощников.
Потенциал технологий: от игр до роботов
xAI намерена применять world models не только в научных исследованиях, но и в коммерческих проектах. Источники Financial Times сообщают, что компания рассматривает использование технологии в индустрии видеоигр, где ИИ сможет автоматически создавать интерактивные трёхмерные миры.
Кроме того, модели мира могут стать основой для роботов нового поколения, способных ориентироваться в сложных пространствах и взаимодействовать с предметами как люди. Это приблизит ИИ к концепции физически воплощённого интеллекта — машин, действующих в реальном мире.
Амбиции Маска и новая команда xAI
Маск уже обозначил краткосрочные цели компании: до конца следующего года xAI планирует выпустить «великий ИИ-сгенерированный видеоигровой проект». Это станет частью стратегии по расширению возможностей генеративных моделей за пределы текста и изображений.
Недавно xAI представила новую систему для генерации изображений и видео, назвав её крупным техническим прорывом. В отличие от моделей вроде Sora от OpenAI, которые просто прогнозируют последовательность кадров, команда Маска стремится обучить ИИ понимать причинно-следственные связи, то есть осознавать, как одно действие приводит к другому в реальном времени.
Компания также открыла вакансии в области визуального и аудиоконтента для команды Omni Team, которая занимается созданием «опыта ИИ за пределами текста». Зарплаты на этих позициях варьируются от 180 000 до 440 000 долларов в год. Кроме того, xAI ищет наставника по видеоиграм, который будет обучать чат-бота Grok основам геймдизайна. Оплата — от 45 до 100 долларов в час.
Мировое внимание к моделям мира растёт. В Nvidia считают, что рынок таких систем может достичь масштабов глобальной экономики, поскольку они найдут применение в производстве, робототехнике и симуляционном обучении. Однако путь к этому сложен: обучение world models требует огромных вычислительных мощностей и многомодальных данных, что делает процесс чрезвычайно ресурсоёмким.
Не все в игровой индустрии разделяют оптимизм. Майкл Даус, глава издательства Larian Studios (Baldur’s Gate 3), заявил, что ИИ не решит ключевые проблемы отрасли, назвав главной — недостаток лидерства и видения. По его мнению, будущее игр лежит не в «математически выстроенных игровых циклах», а в творчестве и глубокой проработке миров.