Сегодня состоялся пресс - брифинг членов Телекоммуникационной палаты Украины. На встрече присутствовали представители рынка платного телевидения: директор по маркетингу MEGOGO – Иван Шестаков, Президент компании Воля – Сергей Бойко, Петр Кононов из Viasat. Основная цель встречи - уговорить правообладателей выставлять счета в гривне.
С момента появления в Украине услуги платного телевидения, отношения операторов и правообладателей нельзя было назвать безупречными. В начале нулевых не все операторы честно оплачивали контент. В период зарождения рынка, на нем преобладали мелкие игроки, которые зачастую скрывали количество абонентов - стоимость контента зависила от количества людей, которые его смотрели. Кроме того, скрытие абонентов помогало некоторым игрокам "оптимизировать" налоги. За почти 15 лет искусственное занижение реальной зрительской аудитории стало нормальной практикой, причем не только в Украине, но и в соседствующих странах. Процент «серых» и невидимых абонентов достигает в ряде случаев 60%.
Позже рынок стал постепенно консолидироваться и на него вышли операторы платного спутникового доступа, лицензированные операторы IPTV (интерактивного телевидения, которое работает по интернет-протоколу), и еще позже – операторы ОТТ (подвид IPTV). Но, по-прежнему, наиболее многочисленной является категория «кабельщиков».
График. Структура рынка платного телевидения Украины по технологиям, 4Q 2014
С наступлением валютного кризиса платежи за контент стали слишком дорогими для операторов, и большинство компаний были вынуждены исключать из сетки вещания самые дорогие и, зачастую, популярные каналы. Такое «оскудевание» контента является еще одним фактором для оттока абонентов из платного сектора в бессплатный. Вследствие потери Крыма и военных действий на Востоке потери операторов платного ТВ, по их же оценкам, составляют порядка 10-15%.
Абонентская база платного ТВ в Украине,
млн, 4Q 2012-4Q 2014
Поскольку ситуация становится все сложнее и далеко не все правообладатели идут на встречу операторам, Телекоммуникационная палата Украины и представители разных категорий операторов платного ТВ призвали правообладателей «устранить административные барьеры и отказаться от фиксации роялти в иностранной валюте». В качестве административных барьеров называются чрезмерно высокая стоимость лицензий (например, лицензия на всю территорию Украины обходится провайдеру в более чем 12 млн грн.), а также неравные условия для различных категорий операторов в процессе лицензирования. Телекомпалата призывает поставщиков контента, настроенных на развитие рынка, проявить солидарность и перевести ценообразование исключительно на гривну - то есть полностью разделить риски рынка с провайдерами и зафиксировать курс в национальной валюте.
«Мы не утверждаем, что правообладатели обязаны перейти исключительно на национальную валюту. Но необходимо считаться с ситуацией на рынке»
«Мы не утверждаем, что правообладатели обязаны перейти исключительно на национальную валюту. Но необходимо считаться с ситуацией на рынке, - говорит Иван Шестаков, директор по маркетингу MEGOGO. – У нас есть опыт в работе с западными правообладателями, с учётом динамики курсовой разницы. Со многими из них мы смогли перевести взаиморассчет в гривнях, с некоторыми – договориться о скидке». По мнению президента компании «Воля» Сергея Бойко, «операторы должны ответить правообладателям «отбеливанием» собственных абонбаз» . То есть, платить за контент в гривне, но за всех имеющихся абонентов. В свою очередь регулятор, по мнению участников рынка, должен обеспечить соблюдение всеми участниками равных, прозрачных правил игры. А также упрощать эти правила процедуры рыночного регулирования.
Участники рынка утверждают, что в процессе переговоров с каналами и правообладателями в прошлом уже удавалось добиться скидок и разделения валютных рисков, но далеко не все они идут на уступки. Пока вопрос остается открытым.