Серию ролевых игр Fallout справедливо считают одной из наиболее ярких и знаковых игровых франшиз. За долгие годы развития игры претерпели огромное количество изменений, но, по-прежнему, пользуются огромной популярностью и любовью фанатов. Так, на недавней конференции Electronic Entertainment Expo 2015 именно презентация очередной части Fallout стала едва ли не главной игровой новостью мероприятия.
Первая часть игры вышла почти двадцать лет назад, в 1997 году. У команды разработчиков Black Isle Studios на создание игры ушло три года и $3 млн долларов. Интересно, что изначально первый Fallout планировался как продолжение другой постапокалиптической ролевой игры Wasteland. Тем не менее, за годы создания разработчики настолько изменили общий сюжет, что новинка получилась абсолютно самобытной. Более того, Fallout на голову превзошел Wasteland и стал настоящим символом постапокалипсиса для всей игровой индустрии. Такая популярность была вызвана практически абсолютной свободой действий и нелинейностью сюжета. Современные «глянцевые» игры, презентующие «свободу действий» и «открытый мир», могут лишь тихо завидовать тем возможностям, какие имел игрок в Fallout. Несмотря на схематичную графику и изометрическую «боевку», каждое прохождение становилось для игрока абсолютно новым приключением. Любое действие влияло на окружающий мир и имело последствия для дальнейшего развития сюжета. А система «случайных действий» и вовсе делала повторы практически невозможными. Протагонистом игры являлся выходец из Убежища 13, одного из многих мест, где человечество в течение многих десятилетий переживало ядерную войну и ее последствия. В убежище ломается «водяной чип», потому герою предстоит отправиться в радиоактивную пустошь, чтобы найти замену и спасти свой дом от вымирания. Мир оказывается вовсе не пустынным. Он населен бандитами, мутантами, выходцами из других Убежищ, что открылись ранее, военными кланами, варварами и безумными сектантами. В ходе путешествия игрок мог так или иначе взаимодействовать с фракциями, влияя на их будущее, и в конце игры картина мира существенно менялась.
Сразу после релиза игра получила колоссальное количество положительных отзывов от игроков всего мира. А вот продажи были не очень высокими. По некоторым данным, в США было продано всего 23 тыс. копий. Это связано с очень слабо развитой дистрибуцией. К примеру, в СНГ игру официально издали только в 2008 году, хотя еще в девяностые в нее успели поиграть многие. Конечно же, об этом позаботились пираты. Поскольку легально игры на территорию экс-СССР почти не завозились, пиратские компании «Фаргус» и «7 Волк» своими силами делали локализацию. В некоторых случаях перевод (включая озвучивание) был настолько хорош, что официальным издателям можно было лишь позавидовать качеству проделанной работы. К счастью, Fallout стал одним из таких случаев. Уже в 1998 году отечественные игроки получили не вполне легальную возможность покорить пустошь.
Fallout 2 вышел спустя всего год после первой части. Графика и игровой процесс почти не изменились, хотя игровой мир стал намного больше. Сюжет второй части был таким же закрученным и нелинейным, и также вращался вокруг поиска довоенных технологий. Правда, теперь протагонистом стал не выживший из Убежища, а житель дикой деревни, которую основал герой прошлой игры. Действие разворачивается спустя 80 лет после событий Fallout 1. Герой отправляется в путешествие в поисках мифического устройства, способного превратить пустошь в зеленый сад.
Интересно, что официально вторая часть игры была издана в СНГ на два года раньше первой, в 2006 году. Но, как и в случае с Fallout 1, пираты еще в 1998 году позаботились о том, чтобы отечественные пользователи получили возможность сыграть в Fallout 2.
Black Isle Studios могла выпустить и новую игру, но в 2003 году компания Interplay, чьим подразделением и была студия Black Isle, обанкротилась. После этого практически никто не верил в продолжение серии. Но спустя 11 лет после старта была выпущена третья часть игры. В Fallout 3 изменилось практически всё. Пожалуй, именно эту игру считают одной из самых неоднозначных в канонической серии. Так, разработку вели не создатели первых частей, а другая компания, Bethesda Softworks. Компания хорошо зарекомендовала себя в разработке знаменитой фентезийной серии The Elder Scrolls. Потому свой опыт в создании ролевых игр они перенесли в новый Fallout. Тем не менее, по мнению многих игроков «старой школы», результат был не таким, как ожидалось. Во-первых, новый Fallout стал полностью трехмерным. За счет этого в нем появилось множество элементов динамичного шутера, но вот возможность ролевого отыгрыша стала заметно слабее. Действие разворачивается в разрушенном Вашингтоне и его окрестностях. Главный герой — выходец из Убежища 101, должен найти своего отца и выяснить секреты собственного прошлого. Конечно, молодая аудитория, которая начинала знакомство с серией с третьей части, была в восторге. Но вот игроки, проводившие сотни часов за Fallout 1 и 2 негодовали. Разработчики позаботились о красивой графике, но взамен из игры исчезла нелинейность. Определенные задания можно было завершать по-разному, но вот кроить целый мир по-своему уже не получалось, этому заметно мешали сюжетные «рельсы». Несмотря на все это, Fallout 3 разошелся многомиллионными тиражами, а многие издания назвали его «игрой года».
Справедливости ради следует заметить, что разработчики прислушались к старым игрокам и сделали новую игру более нелинейной. Хотя Fallout: New Vegas и является отдельным полноценным проектом, он не получил собственной цифры. Действие игры переносит игрока в Калифорнию. Протагонист получил возможность существенно влиять на расстановку сил в постапокалиптическом мире. И хотя до свободы первых частей New Vegas все так же не дотягивает, игра стала заметно интереснее и разнообразнее. За это стоит благодарить студию Obsidian Entertainment, в которую входят разработчики, трудившиеся над Fallout 1 и 2 в Black Isle Studios и Interplay.
Учитывая историю развития серии, у фанатов, ожидающих выхода Fallout 4, есть масса поводов для беспокойства. Дело в том, что разработчиком новой игры снова значится Bethesda Softworks. Официально не известно, принимает ли Obsidian Entertainment участие в разработке. Получится ли у Bethesda сделать сюжет новой игры нелинейным и интересным, игроки узнают уже этой осенью. Но то, что продажи будут успешными, уже можно считать неоспоримым фактом. Ведь даже запущенная недавно мобильная игра Fallout Shelter для iOS, хотя и не является каноничным продолжением серии, уже бьет рекорды продаж.