Как засучив рукава работать в Канаде и заработать миллионы долларов
Когда 18-летний Олег Рогинский вышел из самолета в аэропорту Бостона, он и мечтать не мог, что вскоре станет серийным IT-предпринимателем. Выпускник обычной днепропетровской школы приехал покорять Америку в 2003 году, вдохновленный рассказами учителей о жизни за границей. Он поступил в Бостонский университет на факультет политологии и международных отношений. «Мне было проще, чем большинству приезжих. В Университете Бостона был офис помощи иностранным студентам, которых было около 20% всего потока. Быстро появились друзья, некоторые из них позже стали бизнес партнерами», - вспоминает первые годы в США Рогинский. К работе по-американски тоже пришлось быстро привыкнуть. «Здесь не проходят результаты «как попало, лишь бы закончить», особенно если работаешь в стартапе, - поясняет IT-предприниматель. - Все работают по максимуму, до упора – такая культура». Рогинский рассказывает, что никого не удивляет, когда люди засиживаются до полуночи или приходят на выходных чтобы довести проект до ума. По его словам, в Силиконовой Долине никто не работает просто ради денег, люди выбирают и занимаются тем, что им интересно – отсюда и мотивация.
Но в Силиконовую Долину Олег попал не сразу. После учебы в Бостонском университете срок американской визы заканчивался, и надо было принимать решение — возвращаться в Украину или найти способ получить вид на жительство в США или Канаде. Но с США не складывалось, а Канада активно привлекала молодых специалистов, получивших образование в Штатах. Поэтому в 2007 Олег переехал в Канаду.
В Монреале он присоединился к стартапу Nstein Technologies. Созданная разработчиками технология «прочитывала» материал в интернет-СМИ и автоматически расставляла теги и ссылки. Однако после финансового кризиса 2008 года стартап со $100 млн подешевел почти в три раза и был продан. После продажи компании, Рогинский устроился в канадский офис компании Lexalytics, которая занималась текстовой аналитикой. Ее программные решения стояли сотни тысяч долларов, но еще дороже обходились сервера для их работы. У Олега появилась идея размещать ПО не на серверах, а в облачных хранилищах данных, что существенно бы удешевило конечную стоимость продукта.
С этим предложением он обратился к Джеффу Катлину, генеральному директору Lexalytics. Топ-менеджер не поверил в идею Рогинского, но разрешил ему использовать ПО компании, чтобы развить облачную технологию. Так в 2011 году появилась компания Semantria, где Lexalytics получил 21%. Уже в феврале 2013 года стартап заработал первый миллион долларов и начал «откусывать» существенную долю Lexalytics от рынка текстового анализа. Руководство компании заволновалось и, после долгих переговоров по поводу цены, летом 2014 года выкупило Semantria за $10 млн.
После этого Рогинский вместе с девушкой переехал в Силиконовую Долину. Там он работает над созданием нового стартапа и обещает вскоре сообщить новости по этому поводу. Он не жалеет, что уехал из Украины. Понимая сейчас свои сильные и слабые стороны, Олег уверен, что не смог бы добиться того же, оставшись в Украине. Но сам факт переезда за границу не означает успех. Его рецепт построения успешной карьеры в США или Канаде очень простой: как только ступил на землю, засучи рукава работай не жалея себя, заводи кучу знакомых и не ищи комфорта, замыкаясь на общении с выходцами из бывшего СССР.
Как стать лучшим соискателем для канадских IT-компаний
Александра Романко всегда интересовал процесс получения новых знаний. Стремление изучить как можно больше разных дисциплин помогло ему сделать карьеру. Сейчас он занимает должность профессора в престижном Канадском университете и работает риск-аналитиком в компании IBM Канада.
В 1998 году, получив степень бакалавра в Сумском госуниверситете по специальности «Компьютерные науки», Романко подал несколько заявок на обучение в западных вузах. Его интересовали новые знания, новый опыт, культура западных стран. Но продолжить обучение по специальности не удалось. С 2000-го по 2002 год он учился в пражском Center for Economic Research & Graduate Education по направлению «Прикладная экономика». Этот опыт дал понять, что компьютеры ему все-таки интересней. Тогда Александр подал заявку на программу обучения в Канаде. В то же 2002 году ему удалось поступить в магистратуру канадского McMaster University на факультет «Компьютерные науки». С тех пор этот университет стал едва ли не вторым домом для Романко. Пройдя магистратуру, докторантуру с 2004 по 2010 год он стал там преподавать.
Впрочем, Александр хотел не только получать знания, но и применять их. В 2002 году он с партнером основал стартап, который специализировался на разработке наукоемкого программного обеспечения. Они находили клиентов в Канаде, а разработчиков в разных странах, в том числе и в Украине. ПО стартапа собирало, обрабатывало и визуализировало массивы данных для проектов в области физики, оптического дизайна, экономики и т.д. Параллельно Романко несколько раз проходил стажировку в канадской компании Algorithmics.
После окончания докторантуры в 2010 году надо было выбирать: оставаться в крупной компании на полную занятость или концентрироваться на стартапе. Придя вместе с партнером к выводу, что для развития проекта новых идей и перспектив нет, стартап решили закрыть. А в 2011 году IBM купила Algorithmics и Александр продолжил делать карьеру уже в IBM. Сейчас он работает риск-аналитиком и по украинским меркам его можно считать старшим научным сотрудником. Одна из главных задач в компании – анализировать данные и на основе полученных результатов искать способы сэкономить, улучшить бизнес-процессы и оптимизировать бизнес.
Вспоминая свою жизнь и работу в Канаде, он говорит лишь об одной существенной сложности — найти по-настоящему свое направление деятельности. Бизнес в западных странах пришел к тому, что человеку должна быть интересна его работа. Тогда его продуктивность и зарплата выше. Это выгодно человеку, компании и правительству. Поэтому там считаете вполне нормально, когда люди идут получать новое образование, если считают работу по первой специальности неинтересной.
Как сделать карьеру в американской компании и основать стартап на сотни миллионов
Отвечая «да» на вопрос родителей «Хочешь поехать поучиться в США?», 18-летний Андрей Аксельрод вряд ли пророчил себе головокружительную карьеру в американской технологической корпорации и создание компании с капитализацией в сотни миллионов долларов. Но главное — он чувствовал в себе потенциал.
Впервые Аксельрод увлекся компьютерами еще в школьном возрасте. Все началось с IBM PC 286, который стоял на работе у мамы. Тогда он освоил DOS и Norton Commander, а затем купил книги по языку программирования C и изучил его на базовом уровне. Мама Андрея работала инженером и в ее работе очень помогали алгоритмы, написанные сыном. Имея опыт программирования, он не представлял себе, что будет осваивать другую специальность и поступил в Днепропетровский госуниверситет.
Проучившись год в ДГУ, 18-летний парень, решает продолжить учебу в Нью-Йоркском университете (The City University of New York) по специальности «компьютерные науки». Это был 1998 год. Вспоминая четыре года обучения в вузе США, Аксельрод отмечает, что первый курс ДГУ дал ему больше, чем все остальное обучение. В днепропетровском вузе давали такую базу по высшей математике, что полученных знаний оказалось достаточно, чтобыне брать этот предмет в университете Нью-Йорка.
Практически одновременно с началом учебы в США он начал работать неполный день программистом в компании Runtime Technologies. Учитывая его способности к программированию и точным наукам, работа, особых сложностей не возникало. Он разрабатывал контент-менеджмент системы для управления информацией в больших компаниях. Вскоре Андрей перешел на работу на полный рабочий день и доучивался уже вечером. Получил степень бакалавра по информатике, он полностью сконцентрировался на работе. За 11 лет парень из Украины вырос в американской компании с рядового разработчика до Chief Software Architect. На этой должности под его контролем находилась практически вся разработка, которая происходила в Runtime Technologies.
Его успеху также способствовали очень хорошие отношения с руководством. Аксельрод считает, что во многом благодаря топ-менеджменту ему удалось столь значительно вырасти в компании, познакомится с людьми, которых он считает своими менторами.
Тем не менее, в 2009 году Андрей решил двигаться дальше и ушел в качестве вице-президента в американскую компанию SpaFinder, Inc. — глобальную систему лояльности и маркетинга для спа-салонов. В ней он развивал и поддерживал веб-сайт компании, а также e-commerce платформу на шести языках. Специфика этой работы и вдохновила его на создание собственного бизнеса.
Так появилась компания Smartling — ведущая платформа менеджмента переводов. Ее задача — облегчить перевод сайтов, приложений и докуметов. Раньше клиенты тратили до полутора лет только на адаптацию кода под перевод на разные языки. Smartling позволяет перевести сайт или приложение на несколько языков за пару недель. После успешного запуска прототипа платформы, компания начала очень динамично привлекать инвестиции. В 2010 году Smartling привлекала $4 млн, в 2011 году — $10 млн, в 2013 году и 2014 году — $24 и $25 соответственно. Сейчас капитализация компании оценивается в $250 млн. по оценке форбс, а клиентами являются foursquare, SurveyMonkey, GoPro, Yammer.